НЕПАСХАЛЬНОЕ У БУША НАСТРОЕНИЕ

Американская Пасха началась в прошлое воскресенье, которое президент Буш провел с семьей,

Американская Пасха началась в прошлое воскресенье, которое президент Буш провел с семьей, включая его самого "главного советника" - Джорджа Буша-старшего, на своем техасском ранчо под Крауфордом. В понедельник он был радушным хозяином на традиционном пасхальном утреннике для детей в Белом доме. Для маленьких гостей покрасили 7800 яиц и испекли гигантский шоколадный торт. Между прочим, американцы яйца не только поедают, но и устраивают с ними соревнования: гонят их наперегонки ложками к финишной линии. Стартовый свисток дал сам президент...
Буш старательно смеялся и шутил, но весь уик-энд и продолжение пасхальной недели мысли его, надо полагать, были заняты далеко не шуточной проблемой: как вести себя дальше на фоне ближневосточного конфликта, все больше похожего на полномасштабную войну? Политические противники, да и некоторые однопартийцы считают, что он слишком долго "сидит на заборе" - местная идиома, означающая затянувшуюся нерешительность. А некоторые прямо винят его в повторении ошибок Чемберлена с его "политикой умиротворения".
Новые теракты палестинских камикадзе в Израиле, которые пришлись на начало Пасхи, и последовавшая за ними эскалация израильских военных операций против Палестинской автономии вызвали особенно резкую критику со стороны ряда конгрессменов в адрес Буша: не пора ли "слезть с забора" и более активно включиться в процесс миротворчества? Президент парировал, что постоянно говорит по телефону со многими лидерами этого региона.
В понедельник Буш обратился к Ясиру Арафату с призывом остановить эпидемию терактов-самоубийств, подчеркнув, что "такие действия во имя религии - не что иное, как терроризм". Однако обозреватели отметили, что он не отнес к палестинскому лидеру то, что любит повторять: "Тот, кто укрывает террористов, - сам террорист". Это тоже расценивают как "соглашательство", нежелание четко заявить о полной солидарности с "союзником N1", как нередко называют Израиль, ежегодно получающий от США только в виде прямой помощи 3 миллиарда долларов. От президента явно хотят, чтобы он хотя бы погрозил железным кулаком и Арафату, и всем, кто стоит за его спиной в арабских странах, - для начала.
Есть, правда, отдельные "диссиденты", такие как Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности при президенте Картере. Он высказался за то, чтобы США сохраняли в палестино-израильском конфликте объективность и хладнокровие, не беря ничью сторону, а лишь помогая им прекратить кровопролитие и найти формулу мирного сосуществования. Бжезинский напомнил, что во главе Израиля стоит "ястреб" Шарон, который "десять лет был против Палестинской автономии и вместе с Нетаньяху и ему подобными создавал климат, в котором стало возможным убийство Ицхака Рабина, взявшегося за осуществление принципа "палестинские земли в обмен на прочный мир между двумя народами".
Однако таких "объективистов" явное меньшинство, все громче раздаются призывы к "решительным действиям", хотя никто не решается расшифровать, в чем же они должны состоять. Наиболее концентрированно критика позиции Буша выражена в редакционной статье дружественной ему газеты "Вашингтон таймс", озаглавленной "Провал политики умиротворения". Там сказано, как бы в ответ Бжезинскому, что Шарон никогда не пришел бы к власти с огромным преимуществом, если бы Арафат в 2000 году не отверг предложения тогдашнего премьер-министра Израиля Барака о создании независимого палестинского государства при совместном контроле над Иерусалимом.
Заканчивается статья на почти ультимативной ноте. Отметив, что начавшийся 18 месяцев назад джихад, то есть волна терактов на израильской территории, игнорировался администрацией Клинтона "во имя мира", газета заявляет, что "к сегодняшнему дню должно быть очевидно: политика умиротворения - фиаско колоссальных масштабов". И последний пассаж: "Что касается президента Буша, то палестинские убийцы скоро вынудят его решить, допустимо ли продолжать скомпрометировавшую себя политику выражения сочувствия израильским акциям против террористов, с одной стороны, и поддержки глупых резолюций Совбеза ООН о "прекращении огня", с другой. Резолюций, которые ставят на одну доску террористов и их жертвы".
Нетрудно понять, куда толкают президента такого рода советчики - к прямому вмешательству в конфликт с позиции силы. Вот и министр обороны Рамсфелд под напором журналистов сказал на брифинге в Пентагоне, правда, "в самом гипотетическом плане" - что американское военное присутствие на Ближнем Востоке ему видится не в качестве миротворческих сил, а в качестве "наблюдателей". Как известно, лиха беда - начало. С "наблюдателей" начиналось и втягивание США в войну во Вьетнаме. По сравнению с этим "сидение на заборе" выглядит высшей государственной мудростью.