СЕРГЕЙ ТАРАСОВ: "ЛЮБЛЮ, КОГДА ВСЕ КИПИТ, ДВИЖЕТСЯ, РАБОТАЕТ!"

Председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей ТАРАСОВ избран в 2000 году. Он очень быстро стал самостоятельной политической фигурой. Сумел вывести парламент из полуторагодового кризиса, причем с достаточной легкостью. Теперь Сергей Тарасов руководит, как говорят некоторые политики и аналитики, "лучшим парламентом страны".

- Сергей Борисович, извините за прямоту, что дальше? Отступать некуда, за нами Москва...
- То, что за вами Москва, я не сомневаюсь. За мной - Петербург. Не скрою, будучи членом Совета Федерации, получал весьма лестные предложения столичного происхождения. Однако для себя не вижу смысла перебираться в Москву. Вырос я на Чукотке, но четверть века прожил в Петербурге. Он стал моим родным городом, и я не хочу отсюда никуда уезжать. Мне кажется, я как парламентарий, как руководитель представительной власти субъекта Федерации именно здесь смогу использовать свои возможности с наибольшим эффектом. Парламент нашел разумный компромисс с властью исполнительной. Мы стали самостоятельным, сильным, работоспособным органом власти. Не устаю повторять, там, где появляется сильная представительная власть, там начинается демократия.
Общеизвестно: власть исполнительная не жалует законодательную. И это проявляется в двух вариантах. Если законодательную власть "просто" не любят, значит, она находится под контролем власти исполнительной. А когда уж "очень сильно" не любят, можно сделать вывод, что паритет между двумя ветвями власти сохранен.
Конечно, разногласия могут иметь место, но жесткая конкуренция недопустима. При конфликтных ситуациях взаимоотношения губернатора и депутатов похожи на японскую борьбу сумо. Толкания, бодания, сопения - всего этого в избытке, а результата никакого. Законодательное собрание Санкт-Петербурга сотрудничает с городской администрацией. Мы не выталкиваем друг друга с ковра. К таким приемам прибегают лишь те, кто тачает себе политическое "приданое".
- А у вас уже есть "приданое"?
- У меня весьма приличный политический опыт. Думаю, таких сорокалетних и с такой биографией в нашей стране немало: комсомол, партия (после апрельского пленума 1985 года), административно-хозяйственная работа (до 1989 года) и бизнес (до конца 90-х). Партийный билет, кстати, храню как реликвию. Работал в райкоме комсомола, где возглавлял финансово-хозяйственный отдел. Молодые годы - чудесные. Мы проводили субботники, воскресники, районные и городские смотры, конкурсы. Жили весело и полнокровно.
Вообще-то комсомол дал мне многое в плане менеджмента. Комсомольская школа оказалась весьма полезной. А ведь сегодня явственно ощущается нехватка подготовленных, работоспособных кадров на всех уровнях. Это связано с отсутствием практики кадрового строительства. Напомню, что в прошлом успешно работала соответствующая система, которая воспитала многих ярких политиков. Способного человека брали на заметку, ставили в резерв, обучали, усложняли ему задачи, перемещали, и он набирался опыта, приобретал политический вес. И это не только моя судьба.
Помните крылатое выражение: "Если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки". И это чистейшая правда. Люблю древние изречения, постоянно их накапливаю. Например, нравится мне словосочетание "стимулирующее высказывание". Часто спрашиваю своего собеседника: "Ты так думаешь или знаешь?" Проверьте и убедитесь: оказывает сильное воздействие. Парламент - такой важный орган, где не должно быть места домыслам, слухам и сплетням. Многие, зная о моем "стимулирующем" вопросе, ведут со мной разговор тщательно и аккуратно.
- Вернемся к вопросу партийному. В какую партию или политический блок вы входите?
- Ни в какую. Во-первых, по статусу председатель парламента должен быть равноудален от партийных структур, во-вторых, не вхожу, потому что не хочу зависеть от партийной воли.
- Но тем самым вы осложняете свою политическую жизнь. Ведь очередные выборы в региональные парламенты, скорее всего, будут проводиться по партийным спискам...
- Равноудаленность председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга от любого политического искуса как бы оберегает его статус от упреков противоборствующих сторон. Посмотрите, что происходит в Госдуме, где спикеру Геннадию Селезневу инкриминируется его членство в КПРФ.
На выборы я пойду, но перспективу избрания председателем прогнозировать сегодня трудно. Возможно, часть депутатов будет выбираться по партийным спискам. А это серьезно изменит расклад сил в Законодательном собрании. К тому же партии, договорившись, могут по примеру Москвы разделить округа. Я считаю, что нельзя искусственно создавать или членить политическое поле. Если в парламент пройдут представители многих партий, мы получим удручающую картину. Мажоритарщиков, корнями вросших в округа и хорошо знающих их проблемы, потеснят ораторы, упражняющиеся в политическом бодании. Лично мне нравится система, например, Англии и Германии, где на выборах соревнуются партии. На такую систему мы могли бы перейти лет через пять. А пока давайте заложим основы дееспособных партий. Для себя я сегодня не вижу такой партии, которая могла бы привлечь идеями в свои ряды.
- А кого вы боитесь? Губернатора? Депутатов? И кого из них больше?
- Никого не нужно бояться, просто надо работать. Видеть задачу и совместно ее решать. Человек начинает бояться, когда чувствует свою слабость, неуверенность, когда не понимает, что происходит, куда ему следует двигаться или, может, бежать. Поэтому, если мне не хватает знаний, я учусь. Если, допустим, прервалось взаимопонимание с депутатами, приходится "кашпирировать" коллег. Но так бывает не часто.
- Как вы думаете, разговоры о создании некоего совещательного органа, состоящего из руководителей региональной законодательной власти, имеют под собой реальную почву? Кстати, в одном из своих интервью времен реформирования Совета Федерации вы говорили следующее: "Если бы с инициативой создания совета глав законодательных органов субъектов Федерации выступил президент, то я бы отнесся к этой идее с полным пониманием". Президент выдвинул такую идею. А теперь вы говорите, что выступаете против этого. Где же логика?
- Логика в том, что этот гипотетический совещательный орган не должен быть виртуальным. Пока же он лишен легитимности. Его выводы могут иметь лишь рекомендательное применение. Например, проводить партийные выборы или нет. Его функции нигде не прописаны. У такого совещательного органа будет незначительный кпд. Я-то думаю, что законодателям нужно делать ставку на региональные ассоциации.
- Сергей Борисович, впереди у питерцев большой праздник, и ваши земляки ждут яркого события. Оно будет таким?
- Думаю, что да. 300-летие Санкт-Петербурга - столь крупное событие, что должно иметь особый контекст, особую окраску. На мой взгляд, юбилей должен превратиться в крупное международное духовное и политическое событие. Он даст нам прекрасную возможность привлечь к Петербургу внимание инвесторов и политиков, деятелей культуры и туристов. Всем этим нужно непременно воспользоваться.
- Имеете ли вы при этом в виду февральскую встречу 2001 года с президентом и обещание федеральных властей выделить городу крупную сумму денег?
- Помощь федерального центра вполне закономерна и необходима. Хочу отметить принципиально важный момент. Празднование 300-летия Санкт-Петербурга стало одной из приоритетных задач самого президента.
На питерской выставке, которая проходила в прошлом году в московском Гостином Дворе, рассказывалось о подготовке города к празднику. Теперь число равнодушных к судьбе Петербурга людей стало меньше. Кстати, большой интерес проявили к нашему празднику консульства и дипломатические представительства. Эту выставку посетили представители около ста стран мира. Многие из них ранее работали в Петербурге в генеральных консульствах. Они считают себя лично причастными к грядущему юбилею и стремятся реально помочь городу. В ходе встреч с председателями парламентов различных государств мира, которые проходят в Мариинском дворце, я с большим удовольствием приглашаю делегации законодательных органов этих стран к нам на юбилей.
- Сергей Борисович, нелишне было бы познакомить читателей "Труда" с вашей семьей.
- У меня трое детей. Две девочки - Оля, Аня и сын Никита. Слава Богу, со мной живут мои родители. А еще у нас есть грозный, но бестолковый шарпей Арик (по собачьему паспорту Арканзас), которого я подарил жене на 8 Марта.
Жена моя Варя - актриса, сейчас она играет в антрепризных спектаклях, снимается в кино. А в основном занимается детьми. Анечке нравится учиться, она часами выводит буквы, учит стихи, пытается каждому почитать вслух. Никита - человек, который с первых дней отстаивает свои права, что называется с кулаками. Старшая Ольга - студентка первого курса Петербургского университета.
- Так же, как и вы?
- Так же, как и я. Получаю второе высшее образование, в 1982 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С сентября прошлого года учусь на факультете международных отношений. Плотно налегаю на изучение английского языка.
- Ходят слухи о вашей необыкновенной спортивности?
- Не буду вас разуверять, спорт люблю, спортом занимаюсь - футбол, теннис... К активным занятиям физкультурой привлекаю и сотрудников своего аппарата. Стараемся придумать какие-нибудь "заковыристые" соревнования. К примеру, бег на время с веслом по берегу реки в спасательном жилете. Причем до этого к берегу нужно доплыть на лодке, управляя этим же веслом. Народу нравится. Терпеть не могу, когда мозги спят. Люблю, когда все кипит, движется, работает!