ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ: СПЕЦНАЗ

Командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Владимир Молтенской издал приказ, регулирующий правила проведения спецопераций в населенных пунктах Чечни.

Действительно, в приказе зафиксирован ряд реалий, официально признавать которые до последнего времени было не принято. В частности, командующий впервые признал сам факт бесследного исчезновения граждан. "Мы также повышаем ответственность всех должностных лиц, - сказал, комментируя свой приказ, генерал Молтенской, - за то, чтобы бесследно не пропадали люди. Имеются факты, когда во время проведения специальных мероприятий, может быть, по вине отдельных командиров, из-за междоусобных отношений пропадают под шумок невинные или, может быть, виновные люди".
Отныне устраняется засекреченность военной техники, применяемой спецподразделениями и военными. Согласно приказу, на всех единицах боевой и транспортной техники должны быть номера. Смысл нововведения ясен: это повысит контроль должностных лиц и гражданского населения над действиями участников спецопераций.
Этой же цели подчинено и другое важное обстоятельство. Теперь по завершении спецмероприятия будут составляться акты о ходе операции, задержанных лицах, конфискованном оружии, материальных и денежных средствах. Подписывать эти документы обязаны руководители спецопераций и главы местных администраций. Кстати, приказ еще раз подтверждает обязательность привлечения к проведению спецмероприятий глав администраций, священнослужителей и старейшин населенных пунктов.
Списки задержанных будут передаваться в органы внутренних дел и местные администрации, что позволит снять вопросы местного населения по поводу судьбы задержанных родственников.
Генерал Молтенской особо подчеркивает пункт приказа, по которому старшие группы, занимающиеся адресными проверками и оперативными мероприятиями в населенных пунктах, заходя в дом, должны представиться, назвать свое звание, фамилию и ведомственную принадлежность. Само по себе требование справедливо и демократично. Однако те, кто не понаслышке знает все перипетии спецопераций, вправе усомниться в реальности такого действа. При операции адресной, то есть когда точно известно, что в том или ином доме обосновались боевики, вряд ли стоит рассчитывать на мирный обряд взаимного представления: пуля ведь, как известно, - дура, а бандиту наплевать, в кого он стреляет. Свидетелем одной из таких сцен мне довелось быть недавно в селении Старые Атаги. Боевики открыли огонь, как только спецназовцы приблизились к подворью. Пришлось бойцам "идти в гости" с помощью бронетехники.
Но это, так сказать, - детали, требующие в каждом конкретном случае определенной корректировки действий спецназа. Но есть весьма важное обстоятельство, о котором "Труд" уже писал и которое, к сожалению, не нашло отражения в приказе командующего. Многие противоправные действия федеральных подразделений объясняются не злым умыслом военнослужащих и правоохранителей, а их незнанием обычаев и традиций местного населения, менталитета чеченцев.