НЕДОСТУПНАЯ ИПОТЕКА

Ипотека, как считают специалисты, явно дает сбой. Одной из причин, тормозящих ее развитие, называется несбалансированность системы налогообложения.О предстоящих переменах в ипотечном кредитовании "Труду" рассказывает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Игорь ПРОВКИН.

- Многие россияне рассчитывали решить свой квартирный вопрос через ипотеку, но она так и осталась недоступной для большинства из них. Знают ли об этом сенаторы?
- Знаем и уже подготовили целый пакет поправок в действующее налоговое законодательство. Речь идет о снижении налогов на доходы граждан, на добавленную стоимость (НДС) при операциях с жильем, на прибыль от ценных бумаг. Собираемся изменить и бюджетный кодекс таким образом, чтобы заинтересовать органы местного самоуправления в жилищном строительстве.
- При покупке квартир через ипотеку с заемщика взимается довольно большая госпошлина. Ожидаются ли какие-то послабления?
- Действительно, при обязательном нотариальном удостоверении договора об ипотеке госпошлина сейчас обходится в 1,5 процента от суммы сделки. Это достаточно большие деньги, учитывая рыночную цену квартир. Если поправки пройдут успешно, то госпошлина будет снижена. Один из законопроектов предусматривает установить ее в 200 рублей. Предполагается также изменить порядок налогообложения при продаже и приобретении жилья.
- Речь идет о возврате подоходного налога при операциях с недвижимостью?
- Об увеличении имущественного вычета, если говорить на профессиональном языке. Сейчас налоговые льготы предоставляются при продаже домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, но они не могут превышать тысячу рублей, если имущество находилось в собственности налогоплательщика менее пяти лет. Если говорить проще, то человек, который, например, приватизировал квартиру год-два назад и решил продать ее, чтобы купить более достойное жилье, не сможет претендовать на имущественный вычет. Точно так же налоговый вычет предоставляется при новом строительстве жилья, но опять же не более чем на тысячу рублей.
На наш взгляд, столь жесткое ограничение несправедливо, тем более что стоимость жилья в различных регионах самая разная. На местах должны самостоятельно устанавливать размеры налогового вычета. Кроме того, нет смысла ограничивать вычет сроком приватизации при продаже приватизированного жилья. Ведь деньги, вырученные от продажи квартиры, как правило, идут на приобретение другого жилья.
Опять же, сейчас имущественный вычет предоставляется гражданину по окончании налогового года. Для получения денег надо собрать кучу бумаг, предоставить их в налоговый орган, и лишь затем "налоги" возвращаются на банковский счет. Мы предлагаем проводить налоговый вычет с получением денег сразу после приобретения или продажи дома или квартиры. Кроме того, этот вычет можно будет получать не в налоговом органе, а по месту работы. В этом случае работодатель просто не будет удерживать подоходный налог.
Изменения касаются и тех, кто пользуется льготными кредитами, вынужденных сейчас платить 35-процентный налог на доходы. Мы предлагаем отменить его, против чего категорично выступает Минфин. В качестве компромисса предлагается снизить ставку налога до 13 процентов.
- Изменится ли в лучшую сторону налогообложение ипотечных ценных бумаг?
- В конце прошлого года принят закон, который регламентирует выпуск и обращение ипотечных ценных бумаг. Правда, самих бумаг на рынке пока нет. Думаю, они появятся к концу 2004 года. Но уже сейчас необходимо создать стартовые условия для того, чтобы этот рынок достаточно быстро стал связующим звеном между инвесторами и банками. Предлагаем установить ставку налога на прибыль для ипотечных ценных бумаг на уровне 6 процентов. В этом случае повышается их привлекательность для инвесторов, и создаются благоприятные условия ипотечного кредитования для граждан. Ведь сокращение доходности по ценным бумагам обязательно приведет к снижению процентных платежей по ипотечным кредитам.
Беседу вел