КАЖДЫЙ УСЛЫШАЛ СВОЕ

Важные правительственные заявления сделал Герхард Шредер. Перечисляя позитивные изменения за год, он отметил, что улучшилась экономическая конъюнктура, вырос экспорт, успокоился рынок труда. А теперь речь идет о движении страны к новым сияющим вершинам.

Однако обе противостоящие общественные группировки - предприниматели и профсоюзы - оказались единодушны в своем недовольстве часовой речью канцлера. По словам профбосса Михаэля Зоммера, Шредер "фантастическим образом взвалил груз кризиса на плечи жертв этого кризиса". Председатель союза "капитанов индустрии" Дитер Хундт выразил разочарование тем, что глава правительства "не предложил действенных реформ ни в системе социального страхования, ни в области рынка труда и трудового законодательства".
Канцлер сделал особый акцент на решении проблем образования и научных исследований, требующих больших капиталовложений. После нескольких лет жесткой экономии становится все труднее искать новые финансовые источники. На этот раз он предложил ликвидировать субсидии на личное жилищное строительство. "Эти дотации, - сказал Шредер, - исторически были необходимыми и полезными, но теперь в Германии нет жилищной нужды". Отмена субсидий даст экономию в 4 миллиарда евро для федерации и земель, 700 миллионов для коммун. Однако это решение вызовет обострение социальной обстановки в стране, поскольку нужды в жилье нет у состоятельных граждан, а для бедных слоев она нарастает.
Больше средств сулила широкая налоговая реформа, но слабый правящий дуэт никак не может договориться с сильным оппозиционным дуэтом, которому принадлежит большинство во второй палате парламента, а через нее проходят все важнейшие законы. Правительство ФРГ объявило о продаже части золота - в Федеральном банке насчитывается сейчас 76,7 миллиарда евро золотовалютных резервов (в 2000 году было 94 миллиарда). Запас не очень велик и имеет тенденцию к сокращению.
За четыре года потерян счет законопроектам в налоговой сфере, но практического прогресса не достигнуто. Не свойственная немцам неразбериха царит и в реализации уже принятых реформ. В медицине, например, граждане ощутили дополнительные денежные тяготы, но не почувствовали себя более уверенными в перспективах здравоохранения. То же самое в пенсионном обеспечении, в страховании на случай безработицы. Не случайно "Берлинер цайтунг" пишет: "Есть ли кто-нибудь в стране, кто бы не опасался, что слабое и лишенное концепции правительство сможет решить наваливающиеся проблемы?"
Даже в самой социал-демократической партии многие считают: проводимые руководством реформы социально не взвешены, а экономически в лучшем случае бесполезны. Все шире становится убеждение, что правительство не способно к прорыву. Уничижающей критике подвергаются министры - финансов Ханс Айхель, здравоохранения Улла Шмидт, научных исследований Эдельгард Бульман.
В товарищах явно не наблюдается согласия. А слабая команда вряд ли способна успешно провести корабль средь бесчисленных рифов. Шансы социал-демократов на успех на будущих выборах тают быстрее остатков снега.