Сносить нельзя, реставрировать

Без профессионалов невозможно сохранить исторические памятники

В последние годы стало модным слово «градозащитник». А недавно на базе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) по¬явилась специальная дискуссионная площадка, на которой эксперты и горожане смогут обсуждать вопросы охраны и реставрации столичных культурных памятников.

Города как люди — у каждого своя история, своя жизнь и свое лицо. Арбат, Тверская, Варварка, Пречистенка — чаще всего мы бежим по этим улицам впопыхах, лишь мельком взглянув на памятные таблички на зданиях: «Здесь жил...», «Дом построен...», Архитектор...«. Тихим старинным улочкам никогда не угнаться за бешеным ритмом жизни мегаполиса, но они — визитная карточка столицы. Потерять их — значит потерять лицо города.

— Когда возникает много споров относительно судьбы исторических памятников, когда нужно принять единственно правильное решение, всегда хотелось иметь площадку, где можно было бы услышать самые разные мнения. Теперь такая площадка появилась, — рассказала «Труду» Галина Маланичева, председатель центрального совета ВООПИиК. — Мы часто говорим только об отрицательном, и это вызывает интерес, в том числе СМИ, но правильнее было бы ценить и то положительное, что делается в городе. В столице, в отличие от многих других регионов, выстроена структура взаимодействия государственных и общественных организаций по охране памятников. Кроме того, недавно был создан научно-методический совет, который работает при департаменте культурного наследия столицы.

— Научно-методический совет — это общественная структура или собрание профессионалов?

— Разумеется, в нем работают профессионалы. И сегодня у нас чаще всего дискуссии ведутся не вокруг утрат, а вокруг качества реставрационных работ, масштабы которых действительно впечатляют, они действительно беспрецедентные. Объемы проводимых работ уникальны не только для Москвы, но и для других европейских столиц — и Парижа, и Рима, и Лондона, и Берлина: мы всегда считали, что у них сфера сохранения культурного наследия, охрана памятников налажены лучше. В Москве есть что посмотреть.

— Уже третий год работает популярный проект «Выход в город». Знаю, это не просто экскурсии.

— Этот проект правительства Москвы проходит поэтапно. Начиная его, мы хотели привлечь молодежь, заинтересовать студентов и подростков (экскурсии бесплатные), но, как показывает практика, проект вызвал отклик у самой разной аудитории. Это как путешествие во времени, посетители встречаются с реставраторами, узнают факты, о которых не прочитаешь в книгах. И даже сами могут поучаствовать в восстановлении исторических памятников.

— О каких проектах реставраторов, может быть, не знают москвичи, но среди профессионалов они считаются работой высокого уровня?

— Прежде всего это Триумфальная арка, отреставрированная к юбилею Отечественной войны 1812 года. Это работа Дмитрия Кульчинского, главного специалиста ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские». Он также занимался реставрацией фасадов Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты и Манежа. Это проекты Нины Барышковой, руководителя инженерно-конструкторского отдела, главного инженера проекта ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Она работала над реставрацией Марфо-Мариинской обители, Китайгородской стены, Донского монастыря. Надежда Даниленко, главный архитектор проектов организации «Центр традиционной русской культуры «Преображенское», занималась реставрацией церкви Святого Николая на Берсеневке, собора Богоявленского монастыря и других памятников.

— В начале Остоженки есть здание, которое находится на реконструкции, но от него остается только фасад, внутри все перестраивается. Получается, новодел?

— Это не единственный пример, который вызывает вопросы и отрицание. Вообще когда речь идет о научной реставрации, никакая реконструкция просто невозможна. И это как раз предмет обсуждения научно-методического совета. Именно специалисты теперь определяют возможность или невозможность сохранения здания. А при возникновении конфликтных ситуаций вопрос будет выноситься на обсуждение общественности.

— Несколько лет назад развернулась настоящая битва по поводу разграничения прав собственности на исторически ценную недвижимость. А как сейчас обстоят дела?

— Долгие годы идут споры о разграничении прав собственности на объекты культурного наследия, они только уводят нас от решения проблем. Последний пример — Шуховская башня. Мы ведем переговоры и добиваемся сохранения этого уникального сооружения. А для этого необходимо повысить его статус. Нам важно сохранить памятник, а кто будет его собственником (федеральные или региональные власти) — это уже второй вопрос. По собственности вопросы решаются в рабочем порядке, реставраторы вообще не должны на них отвлекаться.

слово эксперту

Андрей Баталов, заместитель директора Музеев Московского Кремля, руководитель научно-методического совета, созданного при департаменте культурного наследия столицы

— Я вспоминаю, как 10 лет назад мы с коллегами писали открытое письмо президенту о систематическом уничтожении памятников архитектуры города Москвы. Тогда невозможно было помыслить о том, что когда-нибудь будет создан научно-методический совет из свободных, неангажированных реставраторов и специалистов. Но вот уже несколько лет, как сносы памятников в нашем городе ушли далеко в прошлое, и мы говорим уже не о сносе, а о реставрации. Научно-методический совет, который создан сейчас при департаменте, состоит из людей, не просто заявивших еще лет 30-40 тому назад о себе в профессии, но из профессионалов, с которыми, собственно говоря, сейчас и ассоциируются реставрация, научная археология и история архитектуры. Не хочу ни в коем случае умалить значение общественности, ее роль в борьбе за сохранение наследия, но, как и в медицине, мы спрашиваем совета у профессиональных докторов. Без профессионалов сохранение памятников невозможно.

На заметку

В 2014 году из бюджета Москвы на реставрацию памятников города Москвы выделено 7,8 млрд рублей. Работы будут проводиться на 94 объектах, в том числе на целом ряде памятников, хорошо известных москвичам. Это знаменитый первый московский кинотеатр «Художественный» на Арбате, пострадавшее от пожара 3 нояб¬ря здание «Школы современной пьесы» на Неглинной, Дом культуры имени Русакова на Стромынке, где возобновит свою работу Театр Романа Виктюка, Дом Тургенева на Остоженке, известный в народе как «дом Му-Му», и многие другие памятники. Большие комп¬лексные работы запланированы по храмам на Варварке, прилегающим к территории будущего парка «Зарядье».

Официально

Александр Кибовский, руководитель департамента культурного наследия города Москвы

— По масштабам и объе¬мам реставрационных работ 2013 год стал рекордным для Москвы. Всего работы проводились на 332 объектах культурного наследия, что в 1,5 раза больше, чем в 2012-м. Конечно, все познается в сравнении. В этом отношении статистика последних лет говорит сама за себя. Если в начале нашей работы в 2010-м в городе завершалась реставрация всего 12 памятников — в основном это объекты, делавшиеся за счет средств городского бюджета, — то сегодня, спустя три года, мы имеем колоссальный рост, измеряемый сотнями объектов и подкрепленный соответствующими инвестициями. Причем и по количеству объектов, и по объему финансирования частные инвестиции составили в 2013 году 8,5 млрд рублей. Это практически уже сравнявшееся с бюджетными источниками финансирование.