Как изменятся столичные поликлиники

Общественная палата внесла предложения по развитию городских медучреждений

На заседании Общественной палаты эксперты, врачи, представители организаций пациентов и депутаты Мосгордумы обсудили доступность и качество медицинской помощи в поликлиниках столицы.

За четыре года в рамках процесса модернизации в системе московского здравоохранения произошли кардинальные изменения. В первую очередь улучшилось оснащение поликлиник и стационаров, что позволяет оказывать высокотехнологичную помощь. Так, по сравнению с 2010 годом материнская смертность в Москве сократилась на треть: с 21 до 13,3 случая на 100 тысяч. Уровень младенческой смертности снижен до 6,1 случая на тысячу родившихся живыми. Это очень хороший показатель для крупных городов мира.

Доступная и качественная медпомощь

В 2015 году планируется потратить дополнительно 12 млрд рублей из средств ОМС и за счет увеличения тарифов обеспечить пациентов самыми современными и качественными медикаментами. Например, расходы на родовспоможение при нормальных родах (без осложнений) увеличатся с 6 до 24 тысяч рублей (в 4 раза), расходы на выхаживание новорожденных с врожденной аномалией пищеварения — с 61 до 122 тысяч рублей (в 2 раза), расходы на лечение множественных переломов — с 56 до 141 тысячи рублей (в 2,5 раза).

Изменения коснулись и поликлинического звена. В результате преобразований была создана трехуровневая система оказания медицинской помощи, открылись новые поликлиники, во многих провели капитальный ремонт, появилось большое количество современного диагностического оборудования, а также внедрена система ЕМИАС, которая позволяет в режиме реального времени контролировать доступность оказания медицинской помощи горожанам.

Пилотные проекты

Следующий этап преобразований в столичных поликлиниках, по словам руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексея ХРИПУНА, будет связан с претворением в жизнь пожеланий москвичей, высказанных в рамках интерактивного краудсорсингового проекта «Московская поликлиника». Как отметил заместитель председателя Общественной палаты Москвы Константин РЕМЧУКОВ, эксперты на основе мнений москвичей должны давать рекомендации департаменту здравоохранения, в каком направлении двигать перемены в столичных поликлиниках. По его словам, активность москвичей была невероятная: 58 тысяч человек зарегистрировались на этом сайте. «Мы получили около 278 тысяч конкретных предложений, которые сгруппировали в 482 тематических кластера, чтобы выяснить, что нужно сделать».

На заседании Общественной палаты главные врачи четырех крупнейших поликлиник рассказали об экспериментах, которые проводятся в их медучреждениях.

Так, в поликлинике № 64 реализуется проект «Идеальная поликлиника». По словам главного врача Инги КОКАРЕВОЙ, главная задача, которую ставило руководство, — сделать пребывание в медучреждении комфортным, внедрить систему патронажа для маломобильных пациентов, упростить процедуру выписки льготных рецептов для хронических больных и многое другое. Причем большую часть идей подсказывали сами пациенты. «Мы сделали другую регистратуру в виде ресепшена, — рассказала главный врач. — Есть специальное картохранилище. Карта подбирается заранее и уже ждет пациента у доктора. Если человек пришел с острой болью, карта подается сразу в кабинет врача. Практически исчезли случаи утери карт. В связи с этим почти прекратились жалобы на регистратуру. Очереди в регистратуру также сократились».

О проекте по ведению пациентов с хроническими заболеваниями, который реализуется в поликлинике № 175, рассказал главный врач Алексей ТЕРНАВСКИЙ. Чтобы уменьшить очереди и сократить время ожидания, для пожилых людей, которым чаще всего требуется регулярно выписывать рецепты, в медучреждении выделили отдельного врача. Кроме того, для сложных больных предусмотрено увеличение продолжительности приема, чтобы можно было выработать комплексный подход к лечению и контролировать сам ход лечения.

Кстати, для мониторинга доступности самозаписи пациентов в амбулаторных центрах на базе департамента здравоохранения Москвы в январе этого года был создан ситуационный центр. Так что теперь руководители департамента могут в режиме онлайн контролировать ситуацию во всех городских поликлиниках.

Без выходных и праздников

«Есть несколько важных проблем, которые требуют решений, — отметил член Общественной палаты Москвы Алексей ВЕНЕДИКТОВ. — Один из самых острых вопросов как для пациентов, так и для медицинского сообщества — работа поликлиник в праздничные и выходные дни. Мы на своем сайте провели опрос, в котором приняли участие более 12 тысяч человек, где 83% высказались за работу поликлиник в выходные и праздничные дни, 15% — против и 2% затруднились с ответом. Вопрос в том, как правильно перераспределить время работы врачей в столичных поликлиниках. Предлагаю разработать проект рекомендаций московскому правительству по возможности расширения графика приема пациентов в вечернее время, выходные и праздничные дни.

Второй вопрос, который требует особого внимания, — это сокращение времени пребывания пациента в поликлинике. Я считаю, что усилия департамента здравоохранения Москвы должны быть сосредоточены именно на сокращении времени ожидания в очереди к врачу, а не на увеличении комфортности пребывания в поликлинике».

Представители системы здравоохранения, присутствовавшие на совещании, во многом согласились с выступавшими и обещали рассмотреть их предложения. По словам Ремчукова, теперь Общественная палата передаст полученные предложения в департамент здравоохранения Москвы, чтобы его руководство на основе обобщенного материала разработало «дорожную карту» их реализации: «Мы решили, что теперь в режиме «один раз в три месяца» будем заслушивать, как департамент здравоохранения реализует эту программу по усовершенствованию работы поликлиник».