Вдова Клико с селедочкой и Стас Михайлов

Любимый певец дам бальзаковского возраста открыл на Петроградской стороне в Северной столице свою Kommunalka

Русский шансон рулит в ресторанном бизнесе Петербурга. Не успел Шнур «ребрендить» свой ресторан русской кухни в гламурном отеле, как любимый певец дам бальзаковского возраста Стас Михайлов открыл на Петроградской стороне свою Kommunalka. И хотя ностальгия по коммуналке меня не мучает, но, каюсь, дрогнуло сердце, когда увидела меню — в формате газеты «Вечерний Ленинград» с ее логотипом. «Вечерки» давным-давно не существует, а полгода назад волею очередного медиамагната в городе на Неве опустели газетные киоски. На этом фоне псевдовечерка с портретом популярного исполнителя да с перечнем холодных закусок в качестве передовицы: такой вот, прости господи, постмодернизм!

Никаких гастрономических изысков, никаких экспериментов на молекулярном уровне. Меню здесь похоже на песни Стаса Михайлова, все просто, незатейливо: «Котлетки, оливье, шуба — вкус, знакомый нам всем с детства, вкус, который у нас в генах». Стас считает это девизом своего ресторана, бренд которого выкупил в Кишиневе. Тамошняя Kommunalka так ему понравилась, что теперь кишиневская команда во главе с шеф-поваром открыла ресторан в Северной столице. Аналоги, обещает певец, последуют в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове...

— Я давно думал об открытии ресторана, — поделился певец с корреспондентом «Труда». — Были и предложения со стороны, но они мне не казались интересными. Хотелось, чтобы в это заведение шли свои люди — те же, кто ходит на мои концерты. Ничего не надо делать специально. Невозможно заставить человека слушать Михайлова, если ему это не нравится. Давайте, как говорится, встретимся у кассы. Если ты как артист не нужен, никакие хит-парады и рейтинги тебя не спасут. Не заставят людей купить билет на твой концерт. Пиши и пой для них честно, говори о тех вещах, которые им интересны и понятны: про любовь, про женщин. Точно так же с едой. Когда я слышу про элитную публику и высокую кухню, то думаю: они что, с устрицами во рту родились? Да такие же люди, как мы с вами. Тоже хотят вкусно поесть, хотят внимания и теплоты. А им под нос талмуд в кожаном переплете с сотней названий, которые ни о чем не говорят. Меня лично в такой ситуации злость берет. Сам-то, наверное, по маминым и бабушкиным рецептам кушать любишь, а мне эти чудеса, по тарелке размазанные, подсовываешь. Нет, в нашем ресторане ты заказываешь и получаешь то, что запомнилось тебе с детства. То, что дает теплоту, возвращает в прошлое, в юность, в детство.

Михайлов признается: лично он больше всего любит, прямо обожает цыпленка табака — с чесноком, жаренного под камнями, как мама делала, маленького, сочного, с корочкой. Такой, естественно, и в меню Kommunalka красуется. Но на мой вопрос о среднем чеке ответ следует не по-детски суровый.

— До пяти тысяч рублей на двоих без алкоголя. По-моему, доступно любому человеку. Это же не фастфуд, где вы поели и вам стало плохо, нет, надо, чтобы вам стало хорошо и вы бы пришли сюда опять.

Естественно, не могла не спросить певца-ресторатора про коммуналку: знает ли он, с чем ее едят, жил ли он сам в коммуналке?

— Жил, да. И очень хорошо помню ее запах, который, кстати, совсем не стремился сюда перенести. А вот идея объединения меня привлекает. Я не разделяю позицию, что художник должен быть голодным и злым, это глупость. Когда ты голодный и злой, тебе не до творчества. Нет, художник для вдохновения должен хорошо покушать, желательно в компании.

Стас Михайлов открывает ресторан в разгар кризиса. Что это — тонкий расчет или вдохновение? Тут мой собеседник философски замечает, что давно привык жить как на вулкане. И хотя, по признанию Стаса, его заработки тоже упали, он в свой проект верит. Жизнь продолжается, а привычки «заедать» проблемы никто не отменял.

Почему именно в Петербурге начинает он этот проект?

— Питер стал стартовой площадкой для моего творчества, для меня это город номер один. Москва была последним городом, который меня принял, уже после всей страны. Люблю проехать по вечернему Питеру после концерта. Венеция — детский сад по сравнению с Петербургом. Это классика, которая не устаревает.

Что правда, то правда — насчет классики. На выходе из ресторана я обнаружила ведерко с бутылками шампанского, на которых из-под наклейки с логотипом Kommunalka выглядывала вполне себе французская Veuve Clicquot. Вот тебе и советская простота без изысков...