Аналитики: государство поднимает ценник на продукты

Российская торговля страдает от избыточного регулирования, это бьёт по кошелькам покупателей  

 

Отечественный розничный рынок назвали одним из наиболее зарегулированных в Европе. Он уступает лишь рынкам Италии и Белоруссии. Жёсткие правила игры способствуют росту цен на продукцию, уверены аналитики консалтинговой компании Civitta.
 
Специалисты оценивали рынки по двум критериям: возможности открытия торговой точки и операционной деятельности. Объектом исследования избрали 13 стран. Аналитики разбили их рынки на две группы: ключевые рынки региона (Германия, Италия и Испания) и развивающаяся Европа (Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Румыния и Сербия). 
Самые гибкие правила для ритейлеров действуют в трёх республиках Прибалтики. Проблемы регулирование рынка в российских реалиях связано с препятствиями в открытии торговых точек (правила для магазинов, разрешения) и жёстких антимонопольных мер. Рост цен на продукты связан со степенью регулирования, пришли к выводу в Civitta. Аналитики призвали чиновников и игроков рынка оценивать риск повышения цен в ряде стран, особенно в России и Белоруссии. Здесь траты на продукты в домохозяйствах доходят почти до половины (Россия – 37%, Белоруссия – 39% и Украина – 49%). Упрощение бюрократических преград может снизить цены для покупателей, считают аналитики. 
 

Где проще торговать

Чтобы основать торговую точку в Белоруссии, нужно получить пять разрешений от государственных инстанций. В Германии, Испании, Молдавии и Латвии требуется всего одно разрешение. Несмотря на западный курс развития, на Украине пока хватает преград для открытия своего дела, обращаться придётся в муниципалитет, управление архитектуры и градостроительства городского совета, пожарную инспекцию и санитарно-эпидемиологическую службу. В Белоруссии, Польше, Италии и Румынии ритейлеру предстоит взаимодействовать с тремя инстанциями. Для открытия магазина в Белоруссии понадобится от 18 месяцев, а в Латвии – всего от 15 дней. Власти Испании и Италии требуют от местных ритейлеров сообщать о промоакциях в конце рабочего дня. В Латвии разрешается провести не более трёх промоакций за год для одного вида продукции.  
 

Государство исправит ошибки?

Российские эксперты согласны с аналитиками Civitta: отечественный рынок регулируется сверх меры. Это оказывает давление на цены, мешает им удержаться в условиях шторма: роста инфляции, издержек, низкой платежеспособности граждан и общей депрессии нашей экономики, говорит РБК президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Однако правительство занято разработкой торговой стратегии: Минпромторг пытается делать шаги в сторону облегчения регулирования для отрасли, говорит эксперт.  
 
«Чувствуют ли наверху, что пора снимать регулирование? Наверняка. Чиновники общаются с бизнесом. О избыточном преградах властям говорят и РСПП, и бизнес-омбудсмен Борис Титов, - рассказал порталу TRUD.RU директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – Но Следственный комитет стал чуть ли не основным регулятором предпринимательской деятельности. Вы ещё не успели открыть дело, а за вами глаз да глаз. Отсюда и повышение неопределённости для бизнеса, опасения инвестировать в предприятия, отток капитала». Обещания властей упростить жизнь бизнесу слышны уже лет десять, говорит эксперт. Но число уголовных дел растёт. «Человека помучают полгода, потом оправдают. Но бизнес после такого часто не выживает», - сказал Остапкович.  
 
В России слишком часто вносят правки в законы о торговле, продолжает специалист. Это осложняет труд любого предпринимателя, косвенно влияет и на цену продукта. Частые смены правил игры делают наш деловой климат неблагоприятным. Торговля – одна из самых волатильных отраслей, там особенно нужны установленные надолго правила, отметил Остапкович. «Люди не знают, чего ждать завтра. Постоянно происходят то налоговые, то нормативные, то таможенные изменения, - сказал он. - Спрашиваю предпринимателей: что им не хватает для спокойной и уверенной работы? Жду разговоров про высокие налоги, нехватку финансов и оборудования. Но восемь из десяти отвечают: нужны долговременные правила игры, понимание, что в ближайшие 2-4 года ничего меняться не будет. Особенно это касается крупных и средних предприятий».