Чешские военные летчики высоко оценивают самолеты советского производства

Чешские военные летчики высоко оценивают самолеты советского производства

Чешские военные летчики высоко оценивают технические качества самолетов советского производства, которые в течение многих лет находились на вооружении армии Чехословакии, а затем и Чехии. К настоящему времени они уже израсходовали свой летный ресурс, в связи с чем неделю назад чешская армия продала одной из частных фирм 21 истребитель МиГ-21. Взамен она приняла на вооружение первые шесть истребителей шведского производства "Грипен". Согласно договору об аренде, заключенному сроком на десять лет, до конца августа в Чехию поступят из Швеции еще восемь таких самолетов.

По словам чешских специалистов, советские МиГи находятся в нерабочем состоянии. Рассматривается возможность их перепродажи в развивающиеся страны, где они будут разобраны на запчасти для подобных самолетов.

Советские истребители находились на вооружении ВВС республики в общей сложности более полувека. Первые МиГ-15 чехословацкая армия получила в 1951 году, открыв для себя эру реактивных самолетов. Эти крылатые машины пользовались здесь большим успехом, и со временем чехи сами освоили их производство, выпустив около четырех тысяч машин. Следующими были МиГ-17 и первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19. Пилот Юлиус Звара вошел в историю, став в 1957 году первым гражданином Чехословакии, преодолевшим на нем скорость звука.

Начиная с середины 1960-х годов, чехословацкая армия покупала у своего основного союзника по Варшавскому договору истребители МиГ-21, а затем МиГ-23 и МиГ-29. Кроме самолетов этой марки, в Чехословакию из СССР поставлялись машины Конструкторского бюро Сухого - Су-7 и Су-25.

Бывшему военному летчику Вацлаву Калоуху из города Ческе-Будеевице довелось летать на всех модификациях МиГов, кроме последней. По свидетельству одного из самых опытных чешских пилотов, он "лучше всего чувствовал себя за штурвалом МиГ-23, но не менее надежным был и МиГ-15". "Советские истребители всегда достойно выдерживали состязание с западными аналогами, а благодаря простой электронике зарекомендовали себя как более надежные", - отметил бывший летчик. Он налетал на них в общей сложности 2500 часов, и за это время не произошло ни одной серьезной поломки. Что же касается продаваемых сейчас частным фирмам МиГ-21, то, по убеждению Вацлава Калоуха, их вполне можно было бы еще модернизировать и использовать в чешских ВВС.

Заслуги советских авиаконструкторов признает и американский военный пресс-атташе в Праге Эдвард Галлагер: "Нет сомнений, что МиГ-21 был выдающимся самолетом. В небе он представлял собой огромную угрозу, в частности, из-за того, что был малозаметен". Галлагер сообщил, что некоторые старые истребители советского производства были доставлены в США, где вошли в частные коллекции любителей авиационной техники, а также поступили в распоряжение минобороны.

При эксплуатации самолетов чешскими и словацкими летчиками, естественно, не обходилось и без трагедий. Причем отнюдь не всегда по причине ошибок пилотов или технических сбоев. Так, известен случай, произошедший в 1964 году, когда пролетавший над территорией тогдашней ГДР МиГ-19 был по ошибке атакован истребителем советских ВВС. В результате тогда погиб чешский летчик. Последняя же катастрофа МиГа была зафиксирована в Чехии в 2000 году.

В связи со снятием с вооружения ВВС Чехии отслуживших свой век истребителей советского производства в минувшие выходные на одном из аэродромов Праги состоялся авиационный праздник. Его гости могли ознакомиться с различными типами военных самолетов, а также посмотреть показательные выступления авиаспортсменов.