БОЛЬШАЯ БОЛТОВНЯ

За шесть суток, минувших с демонтажа Бронзового солдата на Тынисмяги в центре Таллина, не осталось, пожалуй, ни одного нашего политика, отмолчавшегося по поводу святотатства, словно намеренно приуроченного ко Дню Победы. Чего только не предлагали: отозвать посла, а то и вовсе разорвать дипломатические отношения, перенести посольство Эстонии в Москве за пределы Московской кольцевой дороги, пожаловаться во все международные инстанции, ввести экономические санкции и прочее, и прочее, и прочее... А что в сухом остатке? Кроме высокопарных и гневных рассуждений - ничего!

Вчера в Москве пять десятков рассерженных молодых людей пытались сорвать пресс-конференцию эстонского посла Марины Кальюранд в редакции "Аргументы и факты" и заблокировали проезд машины с дипломатическими номерами. Видимо, это символизирует стихийное народное возмущение. Но такой бутафорский подростковый выброс эмоций лишь усиливает впечатление, что праведный гнев политиков, сидящих на законодательной ветви власти, - не более чем пар, уходящий в гудок.
В рунете можно обнаружить язвительные комментарии неравнодушных сограждан, адресованные и исполнительной власти. Виктор Петрович Сердюков иронично пишет: "Мне кажется, что российскому МИДу уже пора сделать очередное, никого ни к чему не обязывающее заявление, а то что-то они как-то задерживаются с этим делом. От этого... правительство Эстонии сразу же почувствует стыд, угрызения совести и начнет предпринимать в дальнейшем только исключительно правильные действия".
Действительно, оказавшиеся в заведомо проигрышной позиции эстонские власти выглядят сегодня более расторопными и предусмотрительными, вчистую переигравшими наши государственные инстанции.
Так, министерство обороны Эстонии представило отчет о ходе раскопок захоронения советских воинов и разъяснило с привлечением эксперта Центра судебной экспертизы и криминалистики и главного инспектора археологии департамента защиты памятников, как происходила эксгумация, развеяло домыслы вокруг использования экскаватора (с его помощью снималась только верхняя часть грунта, включая асфальт).
Наше посольство не взяли в кольцо блокады, напротив, пригласили делегацию Госдумы в Таллин. Однако заявление руководителя делегации Николая Ковалева (хотя он почему-то оговорился, что это его личная точка зрения) о том, что правительство Эстонии должно уйти в отставку, смазало возможный эффект от поездки.
Принимающая сторона стала выглядеть благородно: она пригласила заведомо агрессивно настроенных российских парламентариев, была готова показать и рассказать им все, но они позволили себе открытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства...
Свой ход сделал и глава МИД Урмас Паэт, заявив, что "нападая на Эстонию, Россия нападает на Европейский союз". Министр Паэт предлагает руководству союза перенести на неопределенное время саммит Россия - ЕС. Наше же обращение в ЕС только планируется. Как, видимо, и обращение в Страсбургский суд по поводу откровенно клеветнических заявлений эстонского премьера.
Так почему же, кроме словесной кавалерийской атаки, Москва до сих пор ничего не предприняла? Опасается резкой реакции Евросоюза? Понимает, что экономические санкции бессмысленны, поскольку ударят по отечественному бизнесу?
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Пока эстонцы переносят памятник советскому солдату подальше от центра города, а вокруг кипят политические страсти, в центре Калининграда совсем тихо и буднично идут маневры вокруг останков воинов, погибших в апреле 1945 года в боях за Кенигсберг.
С 2000 года сотрудники мэрии не давали общественным поисковым отрядам проверить место возле памятника Шиллеру, где, как давно было известно, под клумбой лежат 16 наших солдат, в том числе Герои Советского Союза. Но в марте нынешнего года в сквере напротив драмтеатра началась реконструкция, и поисковики начали свои раскопки. Тоже не сразу начали: несколько недель члены ассоциации поисковых отрядов "Память" пытались получить согласования в разных кабинетах мэрии на проведение земляных работ. Потом им дали выкопать останки десяти человек и снова запретили.
Бумажный марафон возобновился. Оказывается, к тем подписям чиновников, которые уже имеются, необходимы новые дополнительные согласования для продолжения работ. Снова полетели письма от общественников мэру Юрию Савенко, председателю горсовета Александру Ярошуку, но ответа от них поисковики не получили. Зато председатель стройкомитета Павел Саркисов потребовал, чтобы общественники за свой счет восстановили тротуар, который необходимо вскрыть, чтобы поднять еще шесть тел советских воинов. Это не оговорка! Так и следует понимать: теперь, чтобы забрать оставшихся шестерых воинов, поисковики должны еще и заплатить.
- Они уже бетонируют площадку рядом с захоронением, - рассказывает исполнительный директор ассоциации поисковых отрядов Александр Будаев. - И если они зальют бетоном старые могилы, мы не сможем их найти.
Трудно представить себе ситуацию более циничную. Останки десяти воинов в пластиковых пакетах ожидают своей судьбы. Поисковики - а это люди разных профессий и возрастов - в свободное от основной работы время бегают по кабинетам городской администрации, которая переложила на них свои обязанности по эксгумации и перезахоронению останков воинов. Почему власть так безнаказанно плюет на закон? А закон РФ N 4292 от 14 января 1993 года "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" однозначно трактует: "Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений".
Пока общественники безуспешно пытаются по-человечески перезахоронить героев, городские власти активно осваивают бюджетные средства на украшение сквера. Работает техника, строители делают свое дело, а рядом поисковики вручную долбят грунт. Правда, накануне 9 Мая калининградские власти поисковикам и это запретили...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Итак, пока российские политики шумят о кощунственных действиях эстонской власти, у нас под носом обнаруживаются не менее стыдные примеры бездушного отношения к воинским могилам. О ситуации в подмосковных Химках мы уже неоднократно писали, однако никакого внятного ответа на сей счет не последовало ни от главы администрации г. Химки, ни от губернатора Московской области Громова. Налицо желание отмолчаться, не назвать виновных в безобразии.
За комментариями "Труд" обратился к председателю Совета Федерации Сергею Миронову:
- Хочу обратить ваше внимание на то, что в последние годы за рубежом наблюдается отчетливая тенденция пересмотреть итоги второй мировой войны, переписать историю, а в конечном счете дискредитировать вклад СССР в победу. Особенно циничным является стремление поставить знак равенства между Советским Союзом и нацистской Германией.
Это и события в Таллине, и в Польше, где в бывшем концлагере Освенцим, освобожденном, кстати, Советской армией, ликвидируется российская часть экспозиции. К сожалению, в этом ряду находятся и действия властей в подмосковных Химках. Поэтому, когда мы демонстрируем единство наших позиций по событиям вокруг Бронзового солдата, то так же щепетильно и обостренно должны посмотреть на то, что происходит в России.
Это очень важно для всех нас сегодня, через много лет после завершения кровопролитной войны сохранить память о погибших, уберечь ее от посягательств корыстных и равнодушных чиновников. Все эти пустые и циничные разговоры, дескать, перенесем на метр-другой памятник, остановочку новую сделаем, дорогу расширим для удобства жителей. Да к чертовой матери эту дорогу, скажу я, может быть, и недипломатично, но святое не трожьте!
Сегодня объясняют, что решение о переносе останков советских воинов было принято в Химках несколько лет назад. Давайте будем называть вещи своими именами: подлец и мерзавец тот, кто это решение принял. Поэтому я благодарен редакции "Труда", всем настоящим патриотам России, которые бьют тревогу вокруг таких случаев, называют вещи своими именами.
Полный текст беседы с Сергеем Михайловичем Мироновым будет опубликован в ближайшем номере "Труда".
Руслан Хестанов, политолог, доктор философии Фрибургского университета (Швейцария):
- Это обычная практика: вначале дают высказаться всем, кому есть что сказать, в том числе и носителям экстремальных точек зрения. Так происходит зондаж общественного мнения. И в этом есть резон. Власть не предпринимает никаких шагов, прежде чем не просчитает все их последствия. Для этого и проводится своего рода словесная разведка боем.
Дмитрий Орлов, политолог, ген.директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Санкции против Эстонии будут действенны только в случае, если мы заручимся если не поддержкой, то по крайней мере нейтралитетом Евросоюза. Мы можем ввести мораторий на поставки товаров в эту прибалтийскую республику. Но нельзя, чтобы наши действия выглядели в глазах мирового сообщества односторонним давлением.
Сегодня, если мы готовимся предпринять жесткие шаги в отношении Эстонии, например, если хотим начать торговую и дипломатическую войну, то нужно обеспечить себе надежных союзников или хотя бы гарантировать политику нейтралитета со стороны крупнейших игроков на континенте - в первую очередь, на мой взгляд, речь должна идти о Германии. Если сохранится позиция, изложенная однажды канцлером Ангелой Меркель в беседе с Путиным (Эстонию нужно призывать к сдержанности), то это будет хорошим знаком. Я думаю, именно этим объясняется то обстоятельство, что пока прозвучали только предупреждения в адрес Таллина и никаких конкретных мер не предпринято.