КАВАЛЕР ОРДЕРА

Звонок Владимиру Путину осенью прошлого года кардинально изменил жизнь 84-летней фронтовички из Пензы. Едва ли не каждую зиму в течение нескольких лет Елена Коновалова буквально замерзала в собственной квартире, где температура воздуха опускалась до плюс одного и не поднималась выше плюс семи градусов по Цельсию!

С фасада дом N 34 по улице Московской выглядит ухоженным особнячком. Его старательно привели в порядок владельцы недавно открытого здесь магазина. Пристройка во дворе, куда прохожие с центральной улицы практически не заглядывают, больше напоминает полуразрушенную хозяйственную постройку.
- Это здание бывшей дворянской гимназии, возведенной еще в 1853 году, - поведала об истории своего дома ветеран Великой Отечественной Елена Коновалова. - Сюда давно уже никого не вселяют, потому что дом ветхий. Нас, жильцов, осталось-то всего восемь или девять семей.
В трехкомнатной квартире дворянского здания Елена Валентиновна живет с 1932 года. Отсюда в 1942-м уходила на фронт. Три года пензячка сражалась при особом отделе госбезопасности 1-й гвардейской армии.
Немало подруг Елены Коноваловой погибло. Но самой Елене Валентиновне повезло - за всю войну ни одной царапины.
В свой старый дворянский дом Елена Валентиновна и вернулась с войны. Здесь с мужем растили детей: сына Николая и дочь Валентину. А потом умер муж, и посыпавшиеся одно за другим несчастья осиротили фронтовичку. Сын Николай, подающий надежды молодой ученый, погиб в Петербурге от рук уличных бандитов. Через несколько лет, в 2003 году, скончалась от аневризмы головного мозга дочь Валентина, долгое время занимавшая должность заместителя директора Пензенского краеведческого музея. Друзья дочери не бросили одинокую фронтовичку и первыми забили тревогу, когда старая квартира начала превращаться в настоящий морозильник.
Беда подкралась еще в 2000 году, когда тихо и незаметно скончалась старушка, жившая этажом ниже. Перестала топиться бабушкина печка, двери и окна опустевшей квартиры выбили хулиганы. А этажом выше, в квартире Елены Коноваловой, от сквозившего снизу холода уже не спасала ни шуба, ни гудевшее весь день печное отопление.
- Ходила по дому только в валенках, - перечисляет свои несчастья пенсионерка. - Когда были сильные морозы, температура опускалась до -2 градусов. Поэтому, как только наступали холода, я старалась лечь в госпиталь, хотя бы недели на две. Потом выписывалась и снова шла по чиновникам просить хоть какое-то жилье.
Однажды ей даже посчастливилось попасть на прием к губернатору области. Тот, услышав, что бабушка ветеран войны, велел главе города срочно заняться этим вопросом. Но по трагическому стечению обстоятельств глава города вскоре покинул пост. Новый мэр только разводил руками: свободного жилья нет. Формальных отписок от чиновников за пять лет у Елены Коноваловой набралась целая папка.
В начале прошлого года к ветерану Коноваловой пришла комиссия по жилищным вопросам. К тому времени в ее квартире уже замерзла вода в водопроводных трубах и отказала газовая колонка. Померзнув в заледеневших комнатах пенсионерки, чиновники предложили ей временно полежать в больнице. А после выписки выделили жилплощадь в Доме ветеранов! Правда, как оказалось, тоже временно. С наступлением тепла женщина должна была вернуться на прежнее место жительства.
В ту зиму ветерана приютила у себя семья дальней родственницы. А нынешней зимой, радуется фронтовичка, вообще повезло: из-за теплой зимы в квартире настоящий курорт - температура ни разу не опускалась ниже 15 градусов!
Однако, не надеясь на сюрпризы природы, Елена Валентиновна уже загодя готовилась к битве с чиновниками. Она уже ни на что не надеялась, но фронтовая закалка не позволяла отступить. О "Прямой линии" с президентом России она услышала в начале осени прошлого года. И решилась на отчаянный шаг. К важному разговору готовились заранее, вместе с Еленой Николаевной, ее сыном студентом Алексеем и подругой дочери Марией Георгиевной. Когда на том конце сняли трубку, Елена Валентиновна поняла: это ее последний шанс достойно прожить старость. Волнуясь и торопясь, она рассказала о своей проблеме. Звонок оборвался, но главное сказать она успела. Гадать, откликнуться ли на просьбу ветерана, друзьям пришлось недолго. Буквально через неделю фронтовичку вызвали в городскую администрацию и торжественно вручили ордер на новую квартиру в строящемся доме. Только через три месяца пенсионерка обнаружила в почтовом ящике скромное письмо из администрации президента, сообщавшее, что жалоба фронтовички будет рассмотрена местными властями.
Переехать в новые апартаменты Елена Валентиновна намечала к январю 2007 года. Друзья уже помогали упаковывать вещи. Маленькая однокомнатная квартирка в многоэтажке на окраине города пришлась ей по вкусу. Строителям оставалось лишь поставить сантехнику и входную дверь. Однако мечтам фронтовички пока не довелось сбыться. На третьем подъезде, который достался Коноваловой, приемка дома застопорилась не на один месяц. Комиссия упорно не принимает объект. Народ жалуется на строителей. Те же отвечают, что слишком редко появляется сама комиссия. Вместо обещанного "понедельника" приезжают недели через две-три. Правда, накануне Дня Победы строители все же порадовали ветерана и вручили ключи от долгожданного жилища. В новой оштукатуренной и оклеенной обоями квартире уже есть сантехника и газовая плита. Только пользоваться всеми благами цивилизации их обладательница сможет лишь после официальной сдачи подъезда.
Дорогой сердцу день - 9 Мая - фронтовичка снова встретит в старой квартире с потрескавшимися стенами. "Все бы ничего, - вздыхает она, - да только вещи для переезда все давно упакованы в коробки". Даже в кухне теперь все по-походному: две тарелки, чашка, ложка. Ворочать и распаковывать большие коробки со скарбом ей совсем не просто. Да и не хочет она вспугнуть мечту. А вдруг завтра позвонят, и скажут: "Все, можно переезжать, дом принят!"?