В ПЕКИН - ПОЧТИ ИНКОГНИТО

О трехдневном визите обычно "невыездного" северокорейского лидера Ким Чен Ира в Пекин китайцы объявили только после отъезда гостя. Его пребывание было организовано по всем канонам революционной конспирации.

На улицах Пекина его кортеж ничем не выделялся из пестрого потока автомашин. Был задействован и фактор неожиданности - вряд ли кто мог предугадать появление Ким Чен Ира на башне Тяньаньмэнь или посещения им корпорации "Ляньсян" - одного из ведущих в Китае производителей компьютеров и программного обеспечения. И все это - за две недели до встречи в Пхеньяне лидеров двух Корей, вот уже почти полвека формально находящихся в подвешенном состоянии перемирия.
Именно последнее обстоятельство объясняет причину сенсационной зарубежной поездки 58-летнего Ким Чен Ира - первой со времени занятия им высших постов в партийно-государственной иерархии КНДР после кончины в 1994 году его отца Ким Ир Сена. По мнению наблюдателей, в канун исторического межкорейского саммита Пхеньяну важно заручиться поддержкой своей позиции на предстоящих переговорах со стороны КНР, с которой Северную Корею связывают "особые отношения". Обе страны упорно строят социализм: в одном случае - "с китайской спецификой", в другом - на основе идей "чучхе". Пхеньян и Пекин выступают напарниками в четырехсторонних переговорах с Сеулом и Вашингтоном по проблемам урегулирования на Корейском полуострове. Наконец, Китай не только выступает главным внешнеторговым партнером Северной Кореи, но и оказывает своему соседу безвозмездную помощь в виде поставок продовольствия и материальных ресурсов, объемы которой, однако, держатся сторонами в секрете.
Завесой таинственности покрыты и детали состоявшихся переговоров. Как полагают наблюдатели, речь шла о возможных конкретных инициативах Пхеньяна по ослаблению напряженности, укреплению мира и стабильности на Корейском полуострове, а также о перспективах мирного объединения Кореи. К тому же в дни пребывания в КНР Ким Чен Ир, в последний раз посетивший эту страну семнадцать лет назад, смог убедиться воочию в плодах политики реформ и открытости, проводимой в Китае с конца 1970-х годов. По некоторым признакам Северная Корея делает первые, пока робкие шаги по выходу из международной изоляции. Отважится ли страна "чучхе" взять на вооружение китайский опыт рыночных преобразований - покажет будущее.