КТО В ВЫБОРГЕ ЖИВЕТ?

На привокзальной площади приграничного Выборга всегда многолюдно. С утра до позднего вечера

На привокзальной площади приграничного Выборга всегда многолюдно. С утра до позднего вечера толкутся здесь местные подростки и люди пожилые, пенсионеры. Интерес у всех один - финны. Дождутся прибытия поезда либо туристского автобуса и бегом встречать - торговать! Если подсуетиться, можно продать гостям "за недорого" какие-нибудь автодетали или сувениры. Неплохо оплачивается (марок 20-30) и услуга под названием "сгонять за пивом". Вообще финны, можно сказать, находка для выборжан, которые не скрывают, что живут в последние годы в основном за счет северных соседей.
Когда бродишь по Выборгу сегодня, ощущение, что финны составляют тут большинство. На многих магазинах вывески как на русском, так обязательно и на финском языках. По нешироким улочкам снуют главным образом иномарки с финскими номерами. На городском рынке цены как в рублях, так и в финских марках.
Финны и ведут себя соответственно, то есть как дома, ни в чем себе не отказывая, никого не стесняясь. Открывают, например, собственные кафе. Заводят дружбу с местными бродягами.
В медвытрезвителе Выборгского РУВД мне показали "личное дело" некоего Пекки Юханена. За последний год тот побывал здесь... раз десять - это как минимум! Родом Пекка, которому нет и сорока, из Лаппенранты. Но жить ему, безработному, там сложно. На пособие особенно не разгуляешься. Вот и ездит в Выборг, где снимает комнату в коммуналке. В ней, правда, бывает редко. Не успевает обычно пересечь границу, как его уже встречают русские друзья-товарищи. В вытрезвителе у Пекки "своя" кровать. Милиционеры шутят: и зачем ему коммуналка, все равно ведь у нас ночует?..
Но есть примеры и другого рода. В фонде защиты детства "Дикони" я познакомилась с 75-летней Кюллики Хоусиайнен. Эта пожилая дама трудится здесь за "спасибо", готовя еду для "трудных" подростков, убирая за ними столы и игровую комнату.
Впервые она побывала в Выборге еще в 30-х годах, ребенком. В 1999-м в составе "Отряда маленьких лотов" (разведчиков) воевала против советских. Имеет боевые награды. Но, как признается сейчас, войну ненавидит. Согласилась поработать в фонде потому, что очень близко к сердцу принимает беды российской детворы.
- Вам сейчас трудно живется, - говорит Кюллики, общительная, доброжелательная и энергичная для своих лет женщина, - хочется хоть чем-то помочь. Мне нравятся ваши дети. В отличие от финских они эмоциональны, подвижны. Я учу их терпению и аккуратности. Они меня тоже учат - сочувствию.
А у самой границы, уже за первым КПП, все те же финны обустроили приют для брошенных или потерявшихся русских детей. Симпатичный двухэтажный особнячок на 15 человек стоит посреди чиста поля, недалеко от лесополосы. И ни разу за три с половиной года его существования никто из приюта не убежал.
Одним словом, хорошо финнам в Выборге и Выборгу с финнами тоже неплохо. Но недавно пришла беда откуда и не ждали: решением российского правительства с 25 марта безвизовый въезд на территорию города запрещен. Отныне нельзя, купив прямо по границе специальный ваучер - так называемую "карту Выборга", провести здесь день-другой, как было последние десять лет. Требуется оформлять визу со всей вытекающей отсюда чиновней волокитой. В результате уже в апреле поток гостей с севера через пограничные пункты "Торфяновка" и "Брусничное" снизился более чем в два раза. Выборжанам ничего не остается, как надеяться и ждать.