ОРУЖИЕ МАССОВОГО ТЕЛЕФОННОГО ПОРАЖЕНИЯ

Начальник главного управления внутренних дел Москвы Владимир Пронин недавно признался: "Как же надоели нам эти телефонные террористы. В иные сутки в милицию поступает до 40 звонков с сообщениями о том, что где-то "заминировано". Практически все - чепухана постном масле, но не реагировать на них мы не имеем права. По названным адресам мчатся специальные бригады, тщательно обследуются все уголки, на объекте нарушается рабочий ритм... Об убытках и впустую затраченном времени и говорить нечего. Так что реальная действительность заставляет нас наказывать телефонных "шутников" еще строже, чем прежде".

Сегодня трудно поверить, что всего несколько лет назад "заминированных" сообщений вообще не было. А как только они появлялись - на любой звонок реагировали первые лица, на место поисков "заложенной бомбы" съезжались толпы людей в погонах и в штатском, и каждый раз это было событием городского масштаба.
В наши дни к подобным выходкам, превратившимся в настоящее оружие массового поражения, все привыкли. Ведь в службу "02" о чем теперь только не звонят. Даже о том, что "заминированы" и Кремль, и Госдума, и больницы. А фальшивые угрозы о взрывчатке в метро стали, к сожалению, регулярным атрибутом в жизни московской подземки. Особенно усердствовали телефонные хулиганы после по-настоящему случившегося взрыва в метро "Белорусская".
Поначалу телефонные террористы были исключительно столичной достопримечательностью. Особой популярностью у "доброжелателей" пользовались и продолжают пользоваться московские вокзалы. Рекордсмен - Курский. Только в первом квартале этого года его "взрывали" 18 раз. Следующий по популярности у звонарей - Казанский, потом Киевский.
Звонят о якобы заложенных на вокзалах взрывных устройствах самые разные граждане. На майские праздники переполох на городском аэровокзале попытались устроить четыре сотрудницы... агентства воздушных сообщений. Приняв изрядную дозу спиртного, дамы позвонили на пульт дежурного ГУВД: народ на гораэровокзале, мол, надо спасать. Нетрезвых и еще не пришедших в себя террористок на этот раз удалось вычислить и задержать.
Чаще же других любят шутить на эту тему подростки. Причем у некоторых из них это превращается в навязчивую идею. Так, милиции удалось отследить двух пацанов, один из которых успел семь раз проинформировать милицию о "заложенной на Курском вокзале бомбе", другой - шесть. И каждый раз на вызов спешили специалисты по разминированию, кинологи с собаками, патрульные милиционеры...
Однако главным, коронным номером для малолеток до сих пор остаются звонки о заложенной взрывчатке в школах. Кто-то из недорослей извещает милицию об этом, чтобы сорвать наметившуюся контрольную, кто-то в пику "доставшему" учителю, а кто-то этим занимается и просто так, от скуки - для куража или развлечения. В столице даже обозначились школы, которые превратились в головную боль и для людей, и для ищущих мины собак.
Между тем, хулиганский почин московских школьников давно уже широко поддержан по всей стране. Так, например, в Санкт-Петербурге есть печально знаменитая гимназия N2. Теперь уже никто не помнит точно, сколько раз ее "взрывали", но сами учащиеся утверждают, что не меньше 30. Впрочем, телефонными приветами от Бен Ладена теперь увлекаются и студенты. К подобным шуткам давно уже привыкли и в МГУ, и во многих других известных столичных вузах. А вот в Барнауле, кажется, все-таки нашли противоядие: ректор местного университета издал указ: за сорванные занятия студенты будут учиться в воскресенье. Говорят, есть ощутимый результат: звонить о заложенных бомбах там стали реже.
Самая большая сложность, говорят милиционеры, даже не найти этих злыдней, а заслуженно наказать. Когда в Ставрополе женщину, угрожавшую заложенными в Москве взрывными устройствами, осудили на год, для многих это стало шоком: за такой пустяк и - в зону?..
Между тем по части подобных "шалостей" наше законодательство остается одним из самых гуманных в мире: например, несовершеннолетних телефонных террористов нельзя привлечь к уголовной ответственности, какие бы негативные последствия ни повлекли их звонки. Разве что по суду родителей заставят возместить все затраты, связанные с выездами специальных служб, и понесенные той же администрацией школы. Правда, эти выплаты могут составить значительные суммы и далеко не всякому родителю покажутся безболезненными.
Московские власти уже давно и всерьез обеспокоены этой новой напастью. Вице-спикер Мосгордумы Олег Бочаров, например, поделился со мной, что депутаты уже не раз обсуждали сложившуюся ситуацию. Для Москвы данный вид преступлений, говорит Олег Бочаров, особенно опасен именно в силу столичной специфики, любой сбой в работе отдельного звена огромного мегаполиса, будь то вокзал, аэропорт или школа, приводит к сбою других систем. Огромен ущерб как экономический, так и моральный. Бочаров убежден, что часть этих преступлений совершается повторно теми же людьми именно потому, что виновники в свое время не понесли заслуженного наказания...
Как бы там ни было, а в Москве в последнее время для всех телефонных террористов риск быть вычисленными теперь значительно увеличился. Дело в том, что столичная служба 02 недавно не только укрупнена, но еще и оснащена более современной техникой. Все переговоры записываются на пленку. Кроме того, современная техника позволяет с высокой точностью идентифицировать человеческий голос на кассете и голос предполагаемого звонаря. А поскольку с подобными шуточками нередко звонят одни и те же люди, то в МВД обещают создать специальный банк данных голосов телефонных злоумышленников. Эти и другие меры значительно осложнят жизнь авторов ложных тревог. Правоохранительные органы уже сейчас их отлавливают в несколько раз чаще, чем когда-то, на заре телефонного терроризма. Более того, если раньше авторов звонков, как правило, причисляли к хулиганам, то теперь вовсю заработала новая статья УК: "заведомо ложные сообщения о терроризме". Ее санкции не назовешь безобидными: либо штраф от 200 до 500 минимальных размеров заработной платы, либо лишение свободы сроком до 3 лет.