10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АФРИКАНСКИЙ ПЛЕН

Латыпов Дмитрий
Опубликовано 01:01 03 Июня 2003г.
В далеком южноафриканском порту Кейптаун стоит российское судно "Аргунь", которое в свое время входило в состав Тихоокеанского флота России. Адмиралы передали судно в аренду коммерсантам, надеясь заработать. Но предприятие лопнуло - и судно было арестовано за долги. На "Аргуни" не раз менялись экипажи, а ситуация оставалась неизменной. Последний год на борту находились шестнадцать наших моряков. Недавно во Владивосток вернулись восемь членов многострадального экипажа. О том, как они выживали, корреспонденту "Труда" рассказали штурман Алексей Коваль и механик Александр Старцев.

ШЕРИФ В РОЛИ ДЕДА МОРОЗА
Самым желанным гостем на "Аргуни" был шериф. Его визит на судно означал одно: экипаж получит тысячу долларов, и на камбузе появится нормальная еда. Сумма небольшая, но без нее в чужом порту пришлось бы совсем худо. А капитану порта мистеру Хартеру (в ЮАР их почему-то называют "шериф") очень не хотелось, чтобы 16 русских моряков погибли от голода в его вотчине. Зачем порту Кейптаун дурная слава?! Тем более что потраченные деньги рано или поздно должны были вернуться в кассу порта. На ближайший август намечен суд, который примет решение о продаже "Аргуни" с аукциона. Выручка пойдет на погашение долга по зарплате морякам, портовые и иные издержки.
- Деньги шерифа мы старались растягивать на полтора-два месяца, - говорит Алексей Коваль.- Само собой, покупали самое необходимое.
Худощавые парни с африканским загаром недавно прилетели с Черного континента. Пробыли там без десяти дней ровно год. Заработанных денег так и не получили, потеряв терпение, возвратились в родное Приморье. Билеты на самолет приобрела для них Международная федерация транспортников.
- Питались мы скверно, - говорит механик Александр Старцев. - По отчетам, в среднем в день на еду тратилось 65 центов. На завтрак обычно хлеб без масла и жидкий чай. О втором блюде, которое моряки получают на судах, я давно забыл. На обед чаще всего было что-то вроде баланды.
- Не пытались сами добыть пропитание? Ведь море под боком, а это рыба. Или сойти на сушу, там подработать...
- Пытались, конечно. Но на удочку в порту рыба совсем не ловится. Наши ребята проявили смекалку и соорудили ловушку. Попадались мелкие крабы - крупные там не водятся. Конечно, мы никакой добычей не брезговали - варили, ели. Иногда в ловушку заползали королевские лангусты, хотя такая удача приходила редко.
- Выручали нас экипажи российских судов, которые заходили в порт, - продолжает Алексей Коваль. - Одно время стоял на ремонте "рыбак" из Мурманска - ребята подкидывали нам то мешок муки, то ящик мороженой рыбы.
ПУТЬ К СЕРДЦУ ЧЕРЕЗ ЖЕЛУДОК
Очень скоро морякам стало ясно, что от хозяина помощи ждать нечего. Мистер Соколов - владелец "Аргуни", бросил судно на произвол судьбы. Заодно "кинул" и экипаж, оставив без денег и без надежды на возвращение домой.
К счастью, на отощавших русских моряков обратили внимание кейптаунские дамы. В основном это были внушительных размеров вдовы бальзаковского возраста. Женщина - она и в Африке женщина! Прослышав о бедственном положении экипажа, они выказали неуемное желание взять под опеку моряков с "Аргуни".
Обычно дело происходило у российского консульства в Кейптауне, у почты или возле христианской миссии. Вычислить нашего моряка в пестрой толпе не составляло труда. Белых в Кейптауне, по официальным данным, осталось меньше 3 процентов. Приметив русского, африканская матрона начинала темпераментный разговор, по выражению Алексея Коваля, на "языке камней". Жестами показывая, что будет до отвала кормить и для наглядности щелкая по горлу (в далекой Африке известно о пристрастии русских к спиртному), многопудовая африканка тем временем легонько подталкивала отощавшего "маримана" к своему автомобилю, на котором приехала на "свидание".
- "Языком камней" там называют общение при помощи жестикуляции, - поясняет Алексей.
- Ну и как - договаривались?
- Фамилии по понятным соображениям называть не буду, - смеется собеседник. - Но были нестойкие товарищи, польстившиеся на вкусную еду и дармовую выпивку. Как они потом все это отрабатывали - не знаю. (Оба собеседника заразительно хохочут). Но долго ребята не выдерживали и сбегали на судно, - уж лучше голодать.
РОДИНА КОРМИЛА ОБЕЩАНИЯМИ
У Алексея Коваля и Александра Старцева большая обида на официальных представителей нашей государственной власти, которые ничем не помогли голодающим морякам. Несмотря на многократные обращения в российское консульство в Кейптауне. В конце концов чиновники, чтобы моряки не надоедали просьбами, предложили... лететь домой за свой счет. Да если бы у них были деньги, то никто не обращался бы к дипломатам!
В прошлом году посетили Кейптаун два представителя Мин-имущества - господа Новгородов и Кондрашов. "Аргунь", напомним, фактически является собственностью государства, переданной в аренду коммерсантам. При встрече чиновники обещали, что выплатят долги по зарплате и всех отправят в Россию за государственный счет. "Моряки должны Новый год встречать в своих семьях", - торжественно заявили визитеры растроганному экипажу. Увы, обещания оказались пустым звуком. Но неизвестно, куда делись деньги, которые, говорят, все-таки были выделены на спасение экипажа из южноафриканского плена.
Кто действительно проникся бедственным положением российских моряков, так это власти и граждане Кейптауна. Они не только помогали деньгами и продуктами, но проводили демонстрации возле российского консульства. Несмотря на просроченные визы, моряки свободно передвигались по городу. К слову, так поступают власти многих стран, где в иностранных портах маются экипажи наших судов, арестованных за долги.
В мае из Кейптауна уехали восемь моряков. Остальные решили не покидать "Аргуни".
А пока моряки не могут даже вернуть 500 долларов, которые каждый заплатил конторе под названием ООО "Альфа - Круинг" с офисом в Находке. Эта фирма набирает экипажи на суда, работающие на зарубежных линиях или под "удобным" иностранным флагом. Алексей Коваль и Александр Старцев сразу после возвращения посетили хозяина этой компании Виктора Гукова и потребовали возврата денег. Однако им было отказано. Разговор наученные горьким опытом моряки записали на диктофон и теперь намерены действовать через суд. По их словам, есть документы, которые дают надежду на положительное решение вопроса.
Они так натерпелись в Кейптауне, что теперь решительно намерены довести дело до конца. А иначе зачем мучились и голодали в далекой Африке?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников