ЗАПЛАТКА НА ШИНЕЛИ

Правительство настойчиво ищет приемлемый вариант замены льгот "живыми" деньгами. Уверяют: хуже не будет. Между тем похожий эксперимент уже "успешно" проведен на военных. Что из этого вышло, корреспондент "Труда" попросил рассказать председателя Общероссийского профсоюза военнослужащих Олега ШВЕДКОВА.

- На наш взгляд, в последние годы заметна деформация системы социальной защиты военнослужащих и семей. Опыт двух последних лет показывает, что замена льгот денежным эквивалентом не лучшим образом сказывается на материальном благополучии людей. В июле 2002 года военным резко, в 1,5 раза, подняли денежное содержание. Но надежды, что и реальные доходы вырастут пропорционально, очень быстро растаяли. Одновременно были сняты льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, упразднена так называемая пенсионная надбавка, военные стали платить подоходный налог. Для контрактников отменен бесплатный проезд в отпуск. В шесть раз уменьшены деньги на санаторно-курортное лечение. Уволенные в запас без квартиры перестали получать компенсацию за поднаем жилья - перечислять можно долго.
Мы подсчитали: с учетом инфляции, стремительно дорожающей квартплаты реальное повышение денежного довольствия составило лишь 10-15 процентов. Но и эти деньги уже практически "съел" рост дороговизны. В прошлом году депутаты, заваленные обращениями и жалобами, сумели добиться индексации денежного довольствия на 11 процентов. В бюджете-2004 такой строки нет, хотя индексация предусмотрена законодательно.
А ведь еще в 2000 году президент напоминал правительству: Закон "О статусе военнослужащих" исполняется неудовлетворительно, что вызывает серьезную озабоченность. Рассмотрите данный вопрос и примите неотложные решения по неукоснительному исполнению этого закона.
Тогда для этого требовалось принять 28 нормативных актов. Получилось с точностью до наоборот. За последние несколько лет из закона изъяты 22 нормы, которые предоставляли те или иные социальные гарантии. Четыре отменены вообще, пять изменены, а тринадцать приостановлены. Сейчас в Госдуме лежат еще несколько законопроектов, предусматривающих очередную отмену льгот.
Так, военных собираются лишить бесплатного проезда на общественном транспорте. Той компенсации, которую предлагается дать взамен, в крупных городах хватит едва на полмесяца. А как быть командированным, тем, кто по служебной необходимости весь день мотается по объектам?
Ничего хорошего не ждут военные и от изменений в пенсионной системе. Подготовлен законопроект, согласно которому пенсию будет платить не военкомат, а органы социального обеспечения. То есть деньги будут выделяться не из госбюджета, как сейчас, а из Пенсионного фонда, у которого и так проблем выше крыши. Рушится десятилетиями отлаженная система пенсионного обеспечения нескольких миллионов отставников. Кроме того, предполагается не платить пенсии тем, кто после увольнения пошел работать в госучреждения. (Думаю, на следующий же день в этих учреждениях появятся десятки тысяч вакансий - бывшие военные составляют значительную часть чиновников низшего и среднего звена.) Не окончательно отвергнуты и совсем уж безумные проекты: платить пенсии отставникам по достижении 60-летнего возраста.
Наконец, жилье - самая болезненная для армии проблема. Накопительно-ипотечная система внешне выглядит привлекательно, но эффективно она работать не будет из-за разницы цен в регионах и ряда других причин. Скажем, участвовать в ней может только тот, кто впоследствии будет увольняться по оргштатным мероприятиям, по здоровью или возрасту. А если придется уходить по другим причинам? Что, метаться в поисках денег, чтобы оплатить разницу за недостроенное жилье? Да нет у офицера возможности делать такие долги. Другой вопрос: почему офицер может рассчитывать только на оплату 54 квадратных метров? А если к моменту получения квартиры у него будет трое детей? Или, допустим, жилье он построил в Саратове, а судьба занесла его на постоянное место жительства в Магадан. Менять, продавать?
Все это не добавляет оптимизма военным. По официальным данным, 36 процентов семей военнослужащих находятся за чертой бедности. 83 процента лейтенантов не собираются служить до предельного возраста. Почти 70 процентов готовы уволиться, если бы не жизненные обстоятельства.
Оценку ситуации уже дал министр обороны России Сергей Иванов. При обсуждении предложений правительства он сказал: если отменить для офицеров и членов их семей хотя бы бесплатный проезд в отпуск, то на Дальний Восток и в Сибирь никто служить не поедет.