ЕДИНЫЙ И НЕДЕЛИМЫЙ ТАРИФ

Цепочка посредников, перепродающих природный газ, серьезно дестабилизирует газовый рынок, способствует существенному росту цен на "голубое топливо", что в конечном итоге отражается на расходах потребителей - прежде всего населения регионов. Одним из способов борьбы с этим может стать формирование единой газораспределительной организации (ГРО) в каждом отдельном регионе и переход на единый тариф на транспортировку газа. Этому процессу должны способствовать соглашения, заключенные между Газпромом и региональными администрациями.

СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ
Представим себе такую ситуацию: в точке А добывается газ, который доставляется по трубе в точку Б к конечному потребителю. Предположим, что кому-то удалось предъявить свои права на один метр этой трубы (почти как на метр государственной границы). И этот владелец хочет получать деньги не за то, что содержит в порядке свой участок трубы и не мешает газу дойти в пункт назначения, а предлагает собственнику газа - Газпрому - продавать ему все топливо, заявляя, что он "не посредник, он - партнер".
"Партнеров" в цепочке "производитель газа - потребитель" может быть бесчисленное множество. В конечном итоге потребитель - то же население - получает резко удорожавшее топливо и все претензии по этому поводу адресует Газпрому (а кому же еще?). Понятно, что приведенная выше схема упрощена для наглядности (транспортировка газа может осуществляться как по магистральным, так и по распределительным трубопроводам, посредник мог сделать "врезку" к магистрали и т.д.), но ситуацию в целом отражает верно.
Вместе с тем соображения о ненужности лишних посредников вовсе не исключают необходимости создания в газовой отрасли конкурентной среды и реформирования операторов газового рынка и в первую очередь Газпрома. Скорее, наоборот. 18 марта 2004 года на совещании, посвященном преобразованиям в Газпроме, председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер представил программу нового этапа реформирования компании. Она, по мнению аналитиков, напрямую связана как с избавлением от лишних посредников, так и с повышением прозрачности газового рынка.
РЕФОРМА И КОНКУРЕНЦИЯ СОВМЕСТИМЫ
В соответствии со стратегией реформирования, Газпром берет курс на выработку единой сбытовой политики, ликвидацию посреднических звеньев, консолидацию региональных ГРО, установление единой и гарантированной государством цены на газ для конечного потребителя. Одновременно будут четко разделены функции добычи, транспортировки и сбыта газа. То есть смысл этих преобразований состоит в том, чтобы разделить процесс поставки сетевого газа потребителям на две самостоятельные функции: поставка газа и взимание платежей, транспортировка газа по газораспределительным сетям. Подобная схема работы гарантирует финансовую прозрачность, простоту расчета затрат, повышает ответственность сторон за счет исключения из процесса перепродавцов газа. Самое главное - ГРО наконец получают возможность сосредоточиться на вопросах эксплуатации газового хозяйства, обеспечении надежности и безаварийности поставок природного газа. Конечному потребителю в таком случае будет гораздо легче разобраться с тем, что заложено в тариф, из каких составляющих складывается цена на газ. Как известно, государство в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ, бывшая ФЭК) и Региональных энергетических комиссий (РЭК) регулирует оптовые цены на газ, а также тарифы на его транспортировку.
Реформа подразумевает четкое разделение функций добычи, транспортировки, переработки и сбыта газа. Каждый набор функций будет закреплен за отдельным дочерним предприятием Газпрома.
Так, структуры, обеспечивающие обслуживание скважин, перейдут в добывающие предприятия. Из добывающих "дочек" Газпрома будут выделены и присоединены к "трансгазам" подразделения, обслуживающие газопроводы. Ремонтные и сервисные подразделения будут преобразованы в самостоятельные "дочки". Подземные хранилища газа предполагается передать на баланс отдельных структур (возможно, на коммерческой основе). Сбыт газа на всей территории России перейдет в ведение 100-процентной "дочки" Газпрома - компании "Межрегионгаз".
Вместе с тем газ продают потребителю не только "газпромовские" дочерние компании. В качестве продавца могут выступать и частные, не имеющие отношения к Газпрому газораспределительные организации. И не только выступать, а еще и обижаться, если Газпром не захочет заключить с ними договор на поставку газа.
Позиция Газпрома такова - ГРО должны получать плату за выполнение своих прямых функций: транспортировку газа по сетям низкого и среднего давления. Однако ГРО очень хотят стать посредником в реализации газа. Очевидно, что в данном случае этот посредник имеет шанс получить значительно больший "навар" (учитывая и то обстоятельство, что тарифы Газпрома регулируются ФЭК-ФСТ). Разумеется, за всю сложность этих посреднических цепочек вынужден в конечном итоге расплачиваться потребитель из своего собственного кармана, да и Газпрому эта ситуация не доставляет особого удовольствия.
Причина здесь проста. Эти "независимые" ГРО, пользуясь своим монопольным положением (они владеют газораспределительными сетями), стабильно взимают плату с населения, однако полученные деньги далеко не всегда доходят до собственника газа - Газпрома и его дочернего предприятия "Межрегионгаз". Получается, что ГРО спекулируют на закрепленных в законе социальных обязательствах компании - в соответствии с действующим законодательством Газпром не имеет права отключать газоснабжение населения и объектов социального назначения (школы, больницы) даже в случае значительных неплатежей за потребленное "голубое топливо".
Однако "перепродавцы", недовольные потерей значительной части прибылей, в декабре 2003 года обратились в Министерство по антимонопольной политике (МАП, сейчас Федеральная антимонопольная служба, ФАС) с иском против Газпрома и "Межрегионгаза" - официальной сбытовой структуры Газпрома. МАП (ФАС) встал на сторону посредников, но 14 апреля 2004 года Арбитражный суд г. Москвы признал необоснованными претензии посредников из Ростовской, Астраханской областей и Краснодарского края к газовикам и отменил предписание МАП.
Тем не менее проблема запутанности посреднических связей между участниками российского газового рынка пока не нашла своего окончательного решения. Ведь иногда дело доходит до абсурда - в двух соседних регионах и даже районах со сходными экономическими и климатическими условиями тарифы на газ и нормативы потребления газа, установленные для населения, могут отличаться чуть ли не "в разы".
Изменить эту порочную практику вполне возможно. К примеру, Газпром настаивает на формировании системы, позволяющей иметь единые тарифы в каждом отдельном регионе. Разумеется, без активного участия региональных властей этот процесс растянется на долгие месяцы или даже годы.
РЕГИОНЫ СОГЛАШАЮТСЯ С ГАЗПРОМОМ
Практика подписания соглашений между Газпромом и регионами существует уже давно. На самом деле Газпром ждет от регионов очень простых и понятных действий, как то: помощь в контроле за своевременной оплатой за потребленный газ, содействие в формировании в каждом субъекте Федерации единой газораспределительной организации, исключающей ненужные звенья в цепочке посредников. Об этом свидетельствуют заявления первых лиц ОАО "Газпром".
Политика консолидации ГРО была, к примеру, зафиксирована в договоре с администрацией Краснодарского края, где несколько десятков "райгазов" и "горгазов" объединяются в две компании, управляющие их деятельностью.
Однако сразу возникает вопрос: а что дают эти договоренности собственно региону? Какой смысл региональные администрации видят в подписании подобных соглашений? Очевидно, что существуют какие-то общие, универсальные для всех субъектов Федерации преимущества, а есть специфика каждого отдельно взятого региона, с его инфраструктурой, предприятиями и т.п.
К преимуществам сотрудничества с Газпромом можно отнести следующие: понятные и прозрачные тарифы на газ, обновление изношенных газораспределительных сетей, дальнейшая газификация населенных пунктов.
Договоренности могут иметь и дополнительные, весьма значительные плюсы. Например, договор и соглашение между Газпромом и Краснодарским краем предусматривают сотрудничество в области газификации городов и населенных пунктов, разработку и выполнение программ геологоразведочных работ, введение специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа для финансирования краевой программы газификации, а также выделение средств для завершения строительства объектов, начатых еще в 2000-2001 годах и многое другое. В соглашении перечисляются конкретные мероприятия, такие, например, как реконструкция газопровода "Лазаревское-Туапсе-Михайловское", строительство и ввод в эксплуатацию горно-туристического центра в Красной Поляне (г. Сочи).
И, видимо, поэтому если раньше Краснодарский край заключал с Газпромом ежегодные договоры, то в этом году председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев одобрили пятилетнюю программу сотрудничества, которая была закреплена в соответствующем соглашении.
Примечательно, что за время действия предыдущего соглашения уровень газификации Кубани сетевым природным газом вырос на 8 процентов в целом по региону и на 11 процентов - в сельской местности. Край же, выполняя свои обязательства, получил взамен самое благожелательное отношение газовиков к региональным проектам. К тому же очевиден и рост бюджетных поступлений, поскольку любой проект Газпрома - будь то проведение газа из Адлера в Красную Поляну или прокладка газопровода в Турцию - это уплаченные налоги. Кроме того, газопровод "Голубой поток" уже в течение нескольких лет дает краю более 40 процентов прироста инвестиций. И это только по официальным данным, по утверждениям же экспертов, строительство только двух трубопроводов - проект "Голубой поток" и проект "Каспийский трубопроводный консорциум" - обеспечили в 2000-2003 годах основную часть прямых инвестиций в экономику края.
Определенные преимущества от соглашения получает и тот самый "конечный потребитель", который стабильно получает газ по твердому тарифу и платит только за себя, а не за "того парня-посредника". Потребитель подписывает договор с непосредственным поставщиком газа.
Понятно, что и региональная власть приобретает дополнительные баллы в глазах населения, так как газификация - одна из самых насущных социальных проблем в любом российском регионе, а рост инвестиционного рейтинга региона - хороший аргумент в разговоре губернатора со своими избирателями. В то же время краевой администрации придется контролировать полную оплату текущих поставок газа потребителями края, поскольку Газпром сегодня напрямую увязывает газификацию регионов с отсутствием текущих долгов за газ.
Очевидно, что выгоду от плодотворного сотрудничества с Газпромом оценили не только кубанские власти. Подобные соглашения были подписаны, к примеру, с Татарстаном, Башкортостаном, Санкт-Петербургом, всего с 70 регионами.
И дело тут не только в насущной необходимости газификации. Всем известно, что Газпром - крупнейший в России инвестор и заказчик, налоговые платежи компании составляют пятую часть российского бюджета. Только на социальные мероприятия Газпром ежегодно выделяет более 200 млн. долларов. Достоинством новой системы отношений являются конкретность обязательств, адресный характер инвестиций, четкое распределение ответственности сторон.
Что же касается упомянутых регионов, то у каждого из них есть свои дополнительные резоны сотрудничать с Газпромом и выполнять подписанные соглашения. Программа сотрудничества между правительством Санкт-Петербурга и ОАО "Газпром" предусматривает газификацию питерских пригородов,
стабилизацию поставок газа населению и обеспечение экологической безопасности. В Петроградском районе Санкт-Петербурга с привлечением инвестиций Газпрома проводится модернизация теплового и энергетического хозяйства. В прошлом году на газификацию северной столицы Газпром выделил 120 млн. рублей. В 2004 году эта цифра будет увеличена почти вдвое.
Татарстан, на территории которого расположены автомобильный гигант "КАМАЗ" и целая сеть предприятий нефте- и газопереработки, заложил в текст соглашения с Газпромом свои собственные интересы, связанные с развитием промышленности. Так, программа сотрудничества предусматривает поставку Газпрому большегрузных автомобилей "КамАЗ", а также разработку двигателей, работающих на газовом топливе. В ОАО "Казаньнефтеоргсинтез" создаются мощности по производству новых марок полиэтилена. Ожидается увеличение заказов Газпрома другим предприятиям республики в связи с расширением его программ по добыче нефти, газа и газового конденсата, реконструкции газотранспортных систем.
В результате соглашения с Газпромом Башкортостан помимо программы газификации получил дополнительную загрузку крупнейших предприятий "Салаватнефтеоргсинтез", "Полиэльф", "Каучук" и других. Газпром также предполагает привлечь финансовые ресурсы для реконструкции устаревшего оборудования на предприятиях и внедрения там новых производств, что в конечном итоге приведет к росту промышленности и созданию новых рабочих мест.
ПОРЯДОК В ЦЕНАХ ВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ
Порядок в "газовом" ценообразовании, безусловно, нужно наводить. Газпром предложил свою схему - совместно с регионами формирование единой ГРО, введение единого тарифа, контроль над поставками газа. И все это происходит на фоне реформирования самого Газпрома, избавления его "дочек" от непрофильных активов, их специализации по сферам деятельности (добыча, транспортировка, сбыт). Эта схема вполне может оказаться жизнеспособной. И в любом случае очевидно, что от того, насколько эффективной будет реализация программы, могут выиграть российская экономика и российский бюджет. Поскольку понятно, что построенные в рамках соглашений газопроводы, проинвестированные, загруженные предприятия - это, помимо всего прочего, и рост налоговых отчислений. А о том, что означает для предприятий стабильные поставки газа и единый, разумный тариф, - и говорить не приходится, энергетическая составляющая в цене конечного продукта предприятий, безусловно, очень заметно влияет на их конкурентоспособность. Теперь многое зависит от того, насколько последовательны будут регионы в исполнении заключенных соглашений. Пример Краснодара, Казани, Уфы, Санкт-Петербурга и еще 70 регионов дает повод для оптимизма.