ГРИГОРИЙ КАНТОРОВИЧ: МОЙ СОВЕТ - НЕ НЕРВНИЧАТЬ

Прозвучал последний звонок, 11-классники уже готовятся к итоговой аттестации. Для большинства российских выпускников (83 процента) она пройдет в форме единого государственного экзамена. В Москве ситуация иная. По решению городских властей, столичные школьники будут сдавать ЕГЭ только по русскому языку и истории. А многие столичные вузы планируют принимать на половину специальностей именно по результатам единого госэкзамена. Так не окажутся ли москвичи при поступлении в более жестких условиях, чем ребята из других регионов? С этим вопросом корреспондент "Труда" обратился к проректору Высшей школы экономики Григорию Канторовичу.

- Я бы сказал, что московские абитуриенты окажутся в более неопределенных условиях. Многие из "егэшников" наверняка разошлют свои документы для подстраховки не в один вуз - и тем самым поднимут конкурс. Но это будет виртуальный конкурс, который мало о чем говорит. Если на факультет поступают 100 человек, не исключено, что 80 из них параллельно поступают на соседний факультет. Или в другой вуз. Их окончательный выбор станет известен в конце вступительного марафона. Таким образом, реальный конкурс вполне может оказаться ниже, чем заявленный. К сожалению, ни у молодых людей, поступающих в вузы, ни у самих вузов пока нет опыта - как в таких случаях ориентироваться. Мой совет: не пугаться и не нервничать раньше времени. Как бы то ни было, ситуация на руку сильным абитуриентам - возможность участвовать в конкурсе в двух, а то и более вузах снижает риск неудачи. А вот "средние" школьники и, кто послабее, почувствуют сильную конкуренцию. Может даже случиться так, что в некоторых вузах на бюджетные места будут претендовать одни медалисты.
- Плюс победители олимпиад, льготники...
- Да, льготникам - а это немалая группа, куда входят инвалиды, чернобыльцы, сироты, - достаточно принести в вуз свидетельство о сдаче ЕГЭ, и они будут приняты вне конкурса. Хотя уровень их знаний зачастую ниже требуемого для обучения в вузе. Конечно, государство должно поддерживать стремление к образованию у социально незащищенных граждан, но способ для этого выбран не лучший. Тем более теперь, когда за каждое бюджетное место идет борьба.
Что касается победителей олимпиад, то любой вуз будет им только рад. В "Вышке" давно проводим школьные олимпиады по предметам вступительных экзаменов. Победители имеют право на поступление вне конкурса. В этом году совместно с Московским департаментом образования начали проводить школьные конкурсы и по социологии, психологии, политологии, журналистике, философии. Тем, кто занял призовые места, начисляются максимальные вступительные баллы по профилирующим предметам. На мой взгляд, конкурсы, олимпиады вкупе с единым экзаменом способны помешать коррупции при поступлении в вузы.
- Если, конечно, коррупция не переместится на уровень олимпиад и конкурсов, а также комиссий по ЕГЭ. Адрес вручения взяток может просто измениться.
- Вы правы, такая опасность действительно появилась, когда многие поняли: олимпиады - реальный "инструмент" для поступления. Школьников, которые в них участвуют, никто не знает, поэтому не исключены фальсификации. И если даже обнаружится нарушение, спрос с виновников невелик: пожурят, удалят с олимпиады. Единый госэкзамен тоже стопроцентно не защитишь от подтасовок...
Можно ли вообще искоренить вузовскую коррупцию?
- Есть одно действенное средство в борьбе с нею - прозрачный прием. Раскройте механизм отбора абитуриентов, сделайте открытой "кухню" приемной комиссии - и почвы для коррупции не будет. В Высшей школе экономики вся информация о ходе вступительных экзаменов отражается не только на стендах вуза, но и в Интернете - для тех, кто издалека отслеживает свое продвижение. Сдали ребята первый экзамен - оценки незамедлительно публикуются на сайте. И так по всем экзаменам. Каждый желающий может узнать не только свои баллы, но и сравнить их с оценками конкурентов, понять, какое место он занимает в общем списке. Показываем также, сколько человек идет к нам с олимпиад, сколько льготников, сколько медалистов. Чтобы обеспечить полную гласность, приходится раскрывать информацию, которую можно было и не обнародовать: например, о детях-инвалидах. Иначе не ясно, почему в студентах оказались те, у кого невысокие баллы. Если же есть вопросы, предложения, замечания, их можно "озвучить" на нашем интернет-форуме, который во время вступительных экзаменов превращается в "горячую линию" для поступающих. Абитуриенты имеют возможность напрямую пообщаться с ректором, проректорами.
Есть и еще более радикальный способ борьбы с коррупцией - отмена вступительных экзаменов. Ведь они, по сути, - свидетельство недоверия вуза к школе, к тому, как там ребят учили, как оценили их знания. Нигде в развитых странах нет двойных экзаменов. Если человек хорошо учился в школе, он просто направляет свои документы в желаемое учебное заведение и, скорее всего, будет принят. Думаю, с расширением и совершенствованием эксперимента по ЕГЭ такая система появится и у нас.