05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НОВЫЙ РУССКИЙ "РЕВИЗОР"

Лебедина Любовь
Статья «НОВЫЙ РУССКИЙ "РЕВИЗОР"»
из номера 099 за 03 Июня 2005г.
Опубликовано 01:01 03 Июня 2005г.
Сегодня увидеть на сцене классику "в чистом" виде - большая редкость, разве только в Малом театре. Поэтому, отправляясь на спектакли, поставленные по произведениям великих русских писателей, будьте готовы к тому, что вы не узнаете ни любимых пьес, ни их героев.

Это называется "современным прочтением классики", где автор - всего лишь приманка для зрителей, а его произведение превращено в "материал" для режиссера, сочиняющего свою версию. Все это сходит с рук постановщикам, а зачастую и приветствуется критикой. Более того, некоторые театры гоняются за такими выдумщиками, поскольку главное для них - удивлять публику. Неважно, каким образом, поскольку все средства хороши для привлечения людей в зал.
Особенно в этом преуспела режиссер Нина Чусова, ее приглашают и "Современник", и даже МХТ имени Чехова. Кажется, теперь она затмила даже скандального Владимира Мирзоева, который на ее фоне кажется едва ли не традиционалистом. Для Чусовой психологический русский театр остался давно за бортом. Ей, похоже, нравится подыгрывать той части публики, для которой "Смехопанорама" Евгения Петросяна - любимое и желанное зрелище. Вот и во время спектакля "Ревизор", который Чусова поставила в Театре имени Моссовета, я не могла избавиться от ощущения, что попала на эстрадное представление...
Действие пьесы, как это сейчас принято, перенесено в наши дни, а завсегдатай рекламных клипов Гоша Куценко изображает Хлестакова. Но не гоголевского "фитюльку", которого с перепугу приняли за ревизора, а блатного "пахана" или киллера из ментовских сериалов. На такого достаточно мельком взглянуть - и сразу поймешь: чуть что, прибьет и глазом не моргнет. А рядом с ним Осип (Константин Юшкевич) - не заботливый деревенский дядька, а такой же, как Хлестаков, "крутой". И повадки у обоих воровские, так и кажется, что заявились они в город N после очередной разборки и скрываются от преследования. Только слепой мог не увидеть этого, не говоря уж о городничем Сквозник-Дмухановском (Александр Яцко), который, как известно, трех губернаторов пересидел... Так что у режиссера тут явно промашечка вышла.
Когда-то Георгий Товстоногов, приступая к постановке своего "Ревизора", говорил, что причиной обманного впечатления, которое произвел скромный петербургский чиновник, был всеобщий страх, у которого, как известно, "глаза велики", поэтому вечно трясущийся Городничий и его подчиненные готовы угодить "инкогнито": а вдруг он на самом деле ревизор? В спектакле же Чусовой о страхе и речи не может быть. Здесь мы видим "упакованных" хозяев нынешней жизни, которые любого ревизора могут с потрохами купить. А если вдруг промашка выйдет, то всегда есть пистолет в кармане...
Слава богу, до перестрелок в спектакле дело не доходит, но криминальная обстановка в городе N явно налицо: в казино обделываются разные темные делишки и милиция вся куплена. Так, Держиморда (Александр Гришаев) во время рыбалки каждому из местных воротил и рюмашку преподнесет, и икоркой попотчует, а после гульбища в целости и сохранности домой доставит.
Праздник всеобщего ликования в честь Хлестакова становится центральной сценой в спектакле. Здесь в отличие от пьесы никто перед дутым ревизором не заискивает, наоборот, каждый старается показать себя и свои возможности. Судья Ляпкин-Тяпкин (Дмитрий Ошеров) в костюме "от кутюр" тощим дискантом поет "Уголок России - отчий дом", оркестр наигрывает что-то из Шуфутинского, а длинноногие "герлы" не хуже кабаретных актрис зазывно покачивают бедрами. Впрочем, остальные дамы тоже на высоте, включая жену Городничего Анну Андреевну (Маргарита Шубина), которая, тряся пышным бюстом, липнет к Хлестакову. В конце концов она добивается своего, и он "обслуживает" Анну Андреевну в ванной на глазах у ее шалопутной дочери. Такого уродства я еще в театре не видела. Но самое удивительное, зрители смеются и аплодируют этому кошмару, и трудно понять: то ли им на самом деле это нравится, то ли они воспринимают увиденное как пародию на нуворишей. Если бы Чусова соблюдала чувство меры и такта, то можно было бы эту пародию и "скушать", а так - получилась гремучая смесь пошлости и дурновкусия. Но режиссер не унимается, она продолжает "грузить" зрителей новыми анекдотическими ситуациями. После того как Хлестаков улетел со своим слугой на вертолете, Сквозник-Дмухановский устраивает пресс-конференцию по поводу предстоящей женитьбы своей дочери. И уж тут режиссер по полной программе "выдает" нелюбимым журналистам, которые своими критическими статьями "мочат" ее спектакли. Более карикатурных типов, чем эти убогие "шелкоперы", я даже на эстраде не видела.
И все-таки Гоголь время от времени дает о себе знать в спектакле, поэтому вся режиссерская конструкция кренится и заваливатся, а все происходящее кажется дурным сном. Гоголевский язык существует отдельно от чусовских "паханов", он чужд им, и в силу этого возникает явная нестыковка, которая режет слух. Но для меня это был самый приятный "скрежет" во время гала-представления из жизни ряженых олигархов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников