В ОШМЯНСКОЙ ЗАПАДНЕ

Девять большегрузных фур в Ошмянах и шесть в Могилеве - таков, по официальным данным, улов белорусских таможенников, задержавших российских перевозчиков, следовавших транзитом из "материковой" России в Калининград. Российские автопоезда опломбированы и поставлены на приграничный склад временного хранения.

- Никаких объяснений по поводу причин задержания мы до сих пор не получили. Мы даже не знаем, вернут ли нам наш товар, - сказал "Труду" один из владельцев грузов. Пострадавшие от действий белорусской стороны перевозчики несут убытки от простоя задержанных грузов. Хуже того, дело пахнет их конфискацией.
Не исключено, что маленькая таможенная война спровоцирована спорами вокруг цены на российский газ. Руководители Газпрома считают, что стоимость "голубого топлива" с будущего года должна в 3 раза превысить нынешнюю - 46 долларов за тысячу кубов. Они не раз заявляли, что не намерены больше дотировать белорусскую экономику. Но Газпром не впервые меряется силой с Лукашенко. Как всегда в таких случаях, "у холопов чубы трещат". Теперь крайними оказались перевозчики и владельцы грузов.
Белорусская сторона сегодня настаивает на том, что согласно изданному в марте 2006 года указу Лукашенко для провоза по стране сигарет и алкоголя, не имеющих белорусских акцизных марок, нужны финансовые гарантии уплаты таможенных платежей. Такие грузы от въезда в Белоруссию и до выезда должны сопровождаться сотрудниками МВД Белоруссии. Оба требования российские компании не выполнили - вот груз и арестован. Но мало того, что наших перевозчиков никто не предупреждал о таком повороте дела, их ведь беспрепятственно впустили на территорию сопредельного государства. И ездили они по дружественной Белоруссии не просто так, а в соответствии с указом того же Лукашенко N 168 "О свободе транзитов", по которому предоплата и конвой не требовались. (Не говоря уже о том, что среди задержанных в Ошмянах есть и фуры с другими продуктами, например с сахаром.) И потом... столько лет вести пламенные речи про единое таможенное пространство России и Белоруссии, и вдруг посреди этого пространства опечатать грузы, приставить к ним конвой. Нелогично как-то получается.