ИЗ ШОУ-БИЗНЕСА Я СБЕЖАЛ

Иван Бурляев - сын Николая Бурляева и Натальи Бондарчук, внук Сергея Бондарчука и Инны Макаровой, племянник Федора Бондарчука... Зрители помнят его по фильму "Лермонтов", в котором 9-летний Ваня сыграл поэта в детстве. 29-летний Иван Бурляев - автор музыки к 20 фильмам и двум спектаклям. Он арт-директор Международного кинофорума "Золотой витязь", во время которого нам и удалось поговорить.

- Иван, как при такой сильной актерско-режиссерской генеалогии вы боретесь с соблазном "засветиться" на экране?
- Чтобы удовлетворить актерские амбиции, мне хватило тех ролей, которые я сыграл в детстве и юности в фильмах моих родителей. "Детство Бемби", "Лермонтов"... - всего набралось больше десяти картин. Но меня всегда привлекала музыка. С 7 до 24 лет я учился в Московской консерватории: сначала как учащийся Центральной спецшколы, потом как студент. На мой взгляд, профессия композитора намного сложнее и интереснее, чем актерство.
- Недавно вспыхнул скандал вокруг музыки к фильму "9 рота". Хотелось бы от вас получить разъяснения "из первых рук"...
- Я автор главной музыкальной темы к "9 роте". Но об этом забыли упомянуть в титрах и само собой - заплатить мне гонорар. Еще в 2003 году после прочтения сценария я записал демо-версию музыки к "9 роте" и отдал диск Федору Бондарчуку. Позже я услышал свою музыку в другой аранжировке, но меня уверили, что авторство за мной сохраняется и нет причин для волнения. Однако эти обещания не были выполнены.
- Вы пытались выяснить отношения с официальным композитором фильма Дато Евгенидзе, который уже получил за музыку к "9 роте" престижные награды "Золотой овен", "Золотой орел" и "Ника"?
- Конечно, выяснял. Он божится, что сам все написал, а моей музыки никогда не слышал. Но два незнакомых друг с другом человека не могут сочинить одну и ту же музыку. Такие совпадения исключены. Мелодика, гармонии, подголоски и даже тональность - все это просто взято у меня и целиком перенесено в фильм. Мне, конечно, приятно, что за два года работы над картиной не было сочинено ничего более интересного (а пытались многие), но обидно, что меня так нагло обворовали. Кстати, я хотел уладить конфликт тихо, по-семейному, но не получилось.
- Эта неприятная история повлияла на ваши взаимоотношения с Федором Бондарчуком?
- Конечно. Вначале он соглашался, что тему "взяли" у меня. Потом передумал и сказал: ну, давай устроим скандал, иди судись. Я последовал совету дяди. Что из этого получится - не знаю. Поскольку речь идет о внушительных суммах, то мои юристы по авторскому праву пока советуют воздерживаться от более подробных комментариев. Но я думаю, что семью мы не порушим, и в дальнейшем будем общаться более цивилизованно.
Работа над музыкой к "9 роте" мне многое дала. Я очень люблю эту картину, которая посвящена моему деду Сергею Федоровичу Бондарчуку. Она как любимая женщина, которая ушла к другому. Если бы не работа для этой картины, то 151 минуту музыки к телесериалу "Грозовые ворота" я бы никогда не написал, тем более в такие сжатые сроки.
- В телесериале у вас солдаты пляшут под старую песню в исполнении Валентины Толкуновой. Певица с вами не будет судиться?
- Нет, слава Богу. Первый канал загодя решил все вопросы с правами. Эту песню предложил ввести в "Грозовые ворота" режиссер монтажа, потом я сделал ремикс, придав ей танцевальные ритмы. Я сам песни не люблю. Это достаточно замкнутый жанр, а мне интересней сочинять для кино, работая "под картинку". Такая работа меня безумно захватывает.
- А в шоу-бизнес вас не тянет?
- Был я там. Ужаснулся и сбежал. Я не понимаю, как можно мотаться по стране с концертами, исполняя один и тот же хит сотни раз. Это попросту скучно.
- Если Николай Бурляев вдруг вернется в режиссуру и позовет вас писать музыку к своему новому фильму, вы пойдете?
- Куда ж я денусь? Это мой сыновний долг. Сейчас я работаю с мамой своей - Натальей Сергеевной Бондарчук. Доводим до ума полнометражный фильм "Пушкин. Последняя дуэль". На этом проекте я композитор и креативный продюсер.
- В прессе было много разговоров о конфликте Натальи Бондарчук с "невыносимым" Безруковым, который у вас играет Александра Сергеевича...
- Был период недопонимания. Потом Пушкин всех помирил и объединил. Сережа многое сделал для картины и как актер, и в решении каких-то концептуальных задач. Жену Пушкина сыграла Анна Снаткина, которая уже прославилась в телесериале "Обреченная стать звездой". Мы не боимся того актерского шлейфа, который тянется за ними. Уверяю вас, когда выйдет наш "Пушкин", зрители забудут, что Безруков - это Есенин из одноименного сериала или Саша Белый из "Бригады", а Снаткина - эстрадная певичка. Вы увидите их абсолютно другими. Кроме того, в фильме играет много других хороших артистов: Сергей Никоненко, Виктор Сухоруков, Борис Плотников, Андрей Ильин, Женя Стычкин...
- В последнее время Безруков начал активно исполнять песни собственного сочинения. А в "Пушкине" он к микрофону не рвался?
- Нет. У нас Пушкин не поющий. Это же не мюзикл. Есть сцены с танцами на балах. Но вся музыка у нас проходит фоном. Это Глинка и другие модные в пушкинское время композиторы. У нас нет так называемой "песни в фильме", без которой в прежние времена не обходилась ни одна картина. "Душа поет, куда ж деваться" - не люблю я этого. Кино - это кино, а место песни - на концерте или у костра.
- В разные годы к образу поэта подступались известные кинематографисты, и все терпели неудачу. А как семья Бурляевых-Бондарчуков решилась взяться за "наше все"?
- Делать кино о Пушкине хотели еще учитель моей мамы по ВГИКу Сергей Герасимов и мой дед Сергей Бондарчук. Не получилось. И у нас тоже очень долго работа не ладилась. Были проблемы с актерами, неимоверно вырос бюджет... Но я все же надеюсь, что мы благополучно доведем картину до экрана.
- Известно, что армия пушкинистов в штыки встречает каждую новую книгу или документальный фильм о Пушкине. Не боитесь ударов с этой стороны?
- Наталья Сергеевна занимается этим проектом с 1999 года, прочла, кажется, все, что написано о Пушкине и его окружении, и сейчас смело может поспорить с любым профессором. Другое дело, что в фильме есть некие допуски, связанные с законами кинодраматургии. Например, какое-то высказывание одного исторического персонажа переложено в уста другого. Героев так много, что можно даже немножко запутаться. Очень много материала не вошло в окончательный монтаж. Мы исходили из того, что в центре должна быть история любви Александра Сергеевича и его жены Натальи Николаевны. И уже от этого центра тянутся нити к другим персонажам.
- Неужели вы рассчитываете с фильмом о Пушкине пробиться в прокат сквозь плотные ряды американских блокбастеров и наших "Дозоров"?
- А почему бы и нет? Недавно мы закончили озвучание, подложили синхронные шумы, и фильм сразу ожил. Сейчас идут так называемые фокус-просмотры для различных категорий зрителей. Народ в зале просто уревывается. Поэтому мы настроены оптимистически, и у нас серьезные планы по продвижению картины к зрителю.