ОТ ОБЕЛИСКОВ ЗА КУЛИСЫ

После Суриковского училища я попал не в богемное общество, а в мастерскую по изготовлению могильных памятников. Работа тяжелая - и физически, и психологически. Она отнимала почти все мое время и силы. Чтобы хоть как-то отвлечься, я начал искать работу-отдушину.

В мастерскую я попал во многом случайно. Отец моего друга имел какое-то отношение к этому делу, ему требовался художник-портретист. Я подходил по всем параметрам. Поначалу работал помощником опытного художника. Учился работать с камнем, с инструментом. Потом попробовал самостоятельно выполнять портреты умерших, и у меня неплохо получилось. По крайней мере, претензий от родственников выслушивать не приходилось.
Работа по-настоящему тяжелая. Наш основной инструмент - не кисть и краски, а специальная машинка, чем-то похожая на ту, которой наносят татуировки. Иглы из победита, толстый карандаш диаметром 4-5 см с моторчиком внутри. Машинки все ручной работы. С каждым памятником вожусь несколько часов, устаю сильно. Каков рабочий процесс? Сначала увеличиваешь фото до нужного размера, потом помещаешь под него копирку, накладываешь на камень, закрепляешь и переносишь контуры и черты лица на камень. Это делается ручкой без чернил. После этого снимается фотография, а по оставшимся контурам проводится либо мягкой кистью, либо помазком с белой пудрой, побелкой или белым цементом. Дальше надо обвести линии специальным алмазным стержнем, чтобы не стереть их случайно во время работы. Ну а потом, перекурив, берешь в руки машинку и начинаешь работать с портретом до победного конца.
Все надо делать максимально точно и аккуратно, потому что и камень, и родственники ошибок не прощают.
Поначалу на один памятник у меня уходил весь день. Сейчас могу за день сделать и два.
Я человек впечатлительный, так что такая работа не добавляла мне положительных эмоций. Платили и платят за нее хорошо, от 5 до 7 тысяч рублей за памятник, но вот моральная усталость накапливается очень сильная.
Но бросать работу не хотелось, да и особой альтернативы не было. А вот попробовать себя в чем-то "живом" день ото дня хотелось все сильнее. Помогла моя тогдашняя девушка.
Она работала в одном из московских театров костюмером, и ей срочно нужен был художник. Надо было перерисовывать различные костюмы, иногда придумывать новые. Я все это рисовал, а она превращала рисунок в одежду. Довольно долго это было просто хобби. Потом переросло в любимое увлечение. Захотелось научиться шить. Для мужчины это не самое обычное желание, так что когда я устроился на специальные курсы, то вызывал большой интерес у девушек. Когда узнали, где я работаю постоянно, спрашивали даже, не собираюсь ли шить костюмы для покойников. Выучившись шить, я, как и в мастерской, долгое время был подмастерьем у костюмеров театра. Но это приносило мне огромное удовольствие. Наконец-то я работал с живыми людьми.
В театре о моей работе в мастерской не знали. Но все открылось довольно забавно. Меня с опаской спросили, не уйду ли я из театра, так как зарплату мне повысить не смогут, но все меня очень ценят и хотят работать вместе. Я не удержался от хохота, потому что на те 9500 рублей, которые мне там платили, прожить взрослому человеку нереально, а мои доходы от основной работы превышают их раз в десять. Вдобавок спокойное отношение театральных коллег к моей основной работе отучило меня ее стесняться.
ЦЕНА ТРУДА
СКОЛЬКО ПЛАТЯТ МАСТЕРАМ-ПОРТРЕТИСТАМ
2000 рублей
за памятник получает гравер мастерской по изготовлению памятников
6000 рублей
за памятник получает художник мастерской по изготовлению памятников
Источник: собственные данные