ФЭЙ ДАНАУЭЙ: "МАСТРОЯННИ НЕ ИГРАЛ ЛЮБОВЬ НА ПЛОЩАДКЕ"

Голливудская кинозвезда Фэй Данауэй прямо с Каннского кинофестиваля прибыла на открытие фестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало" в город Иваново. В эксклюзивном интервью "Труду" обладательница статуэтки "Оскар" рассказала о том, что намерена расстаться с актерской карьерой и снимать автор-ское кино.

- Вы снимались в картинах лучших режиссеров мира: Артура Пенна, Сидни Поллака, Романа Полански, Эмира Кустурицы, Люка Бессона. Почему режиссерскому мастерству вы решили учиться у Тарковского, по запискам которого вы осваиваете эту профессию?
- Голливуд считается столицей мира кино, поэтому все стремятся его завоевать. Но многие идеи, приемы и мысли американский кинематограф заимствует из кинематографа других стран. "Фабрика грез" обращается к лучшим фильмам европейских режиссеров как к живительному источнику, справочному материалу, а потом это использует в своих работах. Американское кино очень много почерпнуло из фильмов Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского. Когда я узнала, что на родине Тарковского проводится фестиваль его имени, что на нем покажут восстановленный фильм "Андрей Рублев" - с использованием цвета и с более четким изображением, то загорелась желанием первой увидеть эту гениальную работу. Кстати, в Америке такие культовые художники, как Де Ниро, Мартин Скорсезе, очень активно занимаются восстановлением старых фильмов.
- Вы дебютировали в легендарном фильме Артура Пенна "Бонни и Клайд" (1967 год), ставшем классикой Голливуда, а сейчас дружите с его сыном Шоном Пенном, который возглавил жюри нынешнего Каннского кинофестиваля и пригласил вас на Лазурный берег в качестве почетной гостьи. Вы больше дорожите своими старыми работами, которые сделали вас знаменитой, или же новыми, старыми друзьями или новыми?
- Я не люблю жить прошлым. Французская кинозвезда Даниэль Дарье, которая в свои 90 лет до сих пор работает в театре, не желает ничего слышать о своей молодости, о своей былой славе, считая, что эти воспоминания только способствуют ее старению, а она хочет быть всегда молодой. Я тоже предпочитаю жить днем сегодняшним, а не тем, что происходило со мной много лет назад. Мне нравится работать и дружить с молодыми режиссерами и актерами, вообще с молодежью, потому что она учится у нас, людей с опытом, а мы учимся у них. Исходя из этого соображения между Артуром и Шоном Пеннами я выбираю Шона. Мечтаю поработать вместе с ним, возможно, уже не в качестве актрисы.
- Наверняка вас миллион раз спрашивали о том, кто ваш любимый партнер. Может, это любимец Америки Джонни Депп, который дважды был вашим партнером?
- Мне действительно очень везло на партнеров (чего не скажешь о моих двух бывших мужьях). Но кто из них самый лучший, сказать не могу, каждый из них был по-своему уникален. Например, Джек Николсон очень хороший друг, причем как в жизни, так и на съемочной площадке. Дастин Хоффман очень забавный и смешной, работать с ним - просто праздник. Роберт Редфорд - загадочный, непостижимый мужчина, которого лично мне было очень трудно понять, но при этом хотелось. С Редфордом у меня была интересная история, когда мы снимались в фильме "Три дня Кондора". По сюжету моя героиня очень боится того, что герой Редфорда ее изнасилует, а значит, я должна была изображать панический страх, как только видела его. Но это было безумием, ведь каждая девушка в мире только и мечтает о том, как оказаться в объятиях самого недосягаемого и сексуального мужчины мира. Чтобы как-то помочь мне войти в образ, режиссер фильма Сидни Поллак (к сожалению, на днях он скончался, что очень печально) стоял в сторонке, за вагончиком, и строил мне страшные рожи, что бы я испугалась. И это помогло.
- В фильме Витторио де Сики "Место для влюбленных" вы играете неизлечимо больную женщину, которая приезжает на свою итальянскую виллу, чтобы побыть наедине с собой и достойно встретить смерть, но судьба преподносит ей подарок - встречу с большой любовью. Вашим партнером был Марчелло Мастроянни, и он смотрел на вашу героиню такими глазами!
- Мне очень нравится эта работа, хотя и трудно было играть женщину, которая наконец-то стала счастливой и жизнь которой на исходе. Она мне напоминала героинь моего любимого Ремарка своей нежностью, чистотой и отсутствием эгоизма. Она пытается убежать от своего любимого, чтобы не причинять ему боли тем, что ей придется умереть. Марчелло не играл в любовь на съемочной площадке.
- Вы не афишировали роман с Мастроянни, держали его в тайне, потому что боялись злых языков или из-за своей природной скрытности?
- Не открою Америку, если скажу, что одна из самых отрицательных сторон известности в том, что ты все время на виду, за каждым твоим шагом следят газетчики, и это, конечно, заставляет каким-то образом обороняться. Но в мировой известности есть и много положительных сторон, на мой взгляд, перевешивающих отрицательные. Голливудская звезда обладает большой степенью творческой свободы, и это замечательно. Ведь ты имеешь возможность выбирать те роли, которые тебе интересны, тех режиссеров, которые тебе близки. Поверьте, эта свобода выбора дорогого стоит.
- Вы капризная звезда?
- Совсем наоборот. Я профессионал, а не дива. Прошу вас, так и напишите: Фэй Данауэй -профессионал, труженик, а не звезда.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
Фэй Данауэй, актриса
Родилась 14 января 1941 года в Баскоме, штат Флорида, в семье военного.
Училась на театральном отделении Бостонского университета.
Дебютировала в кино в 1967 году в фильме "Поторопи закат". В этом же году сыграла роль Бонни в фильме Артура Пенна "Бонни и Клайд". С тех пор снялась в 113 картинах.
Награждена "Оскаром" в 1977 году за главную женскую роль в фильме "Телесеть" режиссера Сидни Люмета.
Замужем была дважды -за актером и композитором Питером Вульфом и актером Терри О'Нейллом (от брака с которым родился сын Лайм)
Входит в список "100 лучших кинозвезд всех времен".
Пробует себя в режиссуре, пишет сценарии, занимается продюсированием.
Живет в Лос-Анджелесе, при этом очень любит Европу и европейский кинематограф. В детстве и юности подолгу жила в Европе.