КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ - ГУДАУТА

России не дали, как предусмотрено подписанными в 1999 году в Стамбуле соглашениями, к 1 июля

России не дали, как предусмотрено подписанными в 1999 году в Стамбуле соглашениями, к 1 июля полностью ликвидировать свою военную базу в городе Гудаута. Целиком в распоряжение Грузии в срок поступила только теперь уже бывшая российская военная база в Вазиани. В срыве дипломатических договоренностей по базе в Гудауте стороны обвиняют друг друга.
Камнем преткновения стал вывод из Гудауты военной техники уже расформированного нашего 10-го парашютно-десантного полка, составлявшего гарнизон базы. Местное абхазское население, не без основания считающее российских десантников хоть какой-то гарантией от нового вооруженного конфликта с грузинской армией, категорически воспротивилось этому и перекрыло дороги, по которым военные собирались совершить марш на родную землю. Правда, в Тбилиси все это сочли политическим спектаклем.
Конечно, случившееся можно расценивать по-разному. Но нельзя не признать, что абхазы, еще не забывшие то, что творили в их республике грузинские военнослужащие в начале 90-х годов, и в самом деле, скорее всего, не дадут беспрепятственно вывести вооружение и технику полка. Кстати, остроту проблемы давно признали и грузинские дипломаты. Еще в прошлом году обсуждался компромиссный вариант. Раз технику вывести из Абхазии нам не дадут, Россия предлагала временно оставить ее в республике, сосредоточив, однако, у реки Ингури, в зоне безопасности, охраняемой миротворческими подразделениями. Нет, возражали в Тбилиси, если уж все это стреляющее добро и оставлять у Ингури - то только на том берегу, что контролируется грузинской армией. Так сформировался этот дипломатический тупик.
На днях, впрочем, Министерство обороны Грузии предложило вовсе уж радикальный выход из создавшегося положения: пусть российские десантники подорвут свои боевые машины и отправляются домой налегке. Но с какой стати мы собственными руками должны уничтожать немалые материальные ценности, которые пригодятся и нашей армии? Последовал вполне ожидаемый отказ из Москвы. Суть позиции нашего военного ведомства такова. Раз Абхазия - суверенная территория Грузии, значит, порядок и безопасность передвижения воинских колонн обязан обеспечить Тбилиси. А если его юрисдикция в силу известных причин абхазам не указ - проблему надо было заранее решать путем переговоров с Сухуми. Но вот они-то еще и не начинались.