БЕГЛЫЕ ДЕНЬГИ

Государственной Думой недавно принят в первом чтении Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и отклонен другой Закон - "О борьбе с коррупцией".В разработке законов немалую роль сыграли думский Комитет по безопасности и его председатель - один из лидеров "Единства", генерал-лейтенант, доктор юридических наук Александр ГУРОВ. Он отвечает сегодня на вопросы корреспондента "Труда".

- Общество давно ждет этих законов. Напомним читателям, интенсивное бегство капитала за рубеж началось 10 лет назад - юбилей. А как, кстати, обстоят дела с возвратом незаконно вывезенных денег?
- За десять лет вывезено за рубеж, по разным оценкам, от 300 до 600 миллиардов долларов. Это гигантские потери в экономике. Часть денег была просто похищена. А возвращаться они не спешат...
Утечка российских капиталов довольно часто используется международными организациями для экономической дискриминации предпринимательства в России. Мы попали в список 15 стран, которые, по сути, не борются с этим явлением. А ведь подписали и ратифицировали Страсбургскую конвенцию о препятствовании отмыванию грязных денег... Наше собственное законодательство, которое бы определяло механизм такого противодействия, - отстает. В позорном списке мы хоть и не в первых рядах, но и не в последних.
Капиталы, вывезенные из страны, оседают в США, Франции, Италии, Швеции, Испании, в оффшорных зонах. На наших "грязных" деньгах за рубежом строят чистые, роскошные особняки, а главное - развивают свою экономику. Возврат же денег пока незначителен, нет еще достаточных законодательных механизмов изъятия доходов, полученных от преступной деятельности и переданных за рубеж.
Механизм, считаю, должен соответствовать принципу кнута и пряника. Тем, кто возвращает капитал, - амнистия капитала. Кто уклоняется - законодательное решение о репатриации. Во всех случаях решает только закон, а когда это предусмотрено - суд. Амнистии капитала не может, понятно, быть, если вывезенные деньги добыты преступным путем.
Масштабы и характер бегства капитала, противоправные методы его вывоза - угроза национальной безопасности России.
- Выходит, с помощью "убежавших" денег мы строим экономику в других странах? Какие законодательные механизмы должны перекрывать "перегонку" денег за рубеж?
- Бегство капитала - явление неоднозначное как в части его происхождения, так и в методах "побега". Механизмы перекрытия "бегства" тоже должны быть разными.
Криминальные деньги, скажем, вывозят под видом оплаты сделок. При этом цена сделок в контракте не соответствует фактической, а разница остается в оффшорной зоне, потом - в кармане. Или аванс-предоплата сделан, а сделки фактически нет. Она фиктивна. В оффшорных зонах зарегистрированы 60 тысяч предприятий с российским участием. В нашей регистрационной палате - только часть их. К примеру, на Кипре из 4000 таких предприятий в регистрационной палате зарегистрировано 3-4 десятка.
В иных случаях вывоз денег - стремление уйти от налогов и поборов. К этому толкает и отсутствие должной государственной защиты, поддержки отечественного бизнеса. Положить деньги в банк - тот может "лопнуть", в "чулке" - пропадут, открыть свое дело - разорят чиновники...
В действующей статье 174 Уголовного кодекса, предусматривающей разные меры наказания за отмывание денег, добытых незаконным путем, как и в Законе о валютном контроле и валютном регулировании, нет механизма выявления и пресечения "на корню" фиктивных сделок и других манипуляций с деньгами. Поэтому очень нужен закон, создающий обязательный контроль за банковскими, финансовыми и иными операциями начиная с 500 000 рублей, в отношении недвижимости - с 2 500 000 рублей, а также обязательные процедуры внутреннего контроля. Такой контроль должны осуществлять сами банки и организации, оформляющие сделки, а обязательный контроль - уполномоченный на то орган. Он определяется президентом и наделяется специальными полномочиями. Например, должен направлять свою информацию о подозрительных сделках и предполагаемом криминале в правоохранительные органы. Таким образом, выявлять "уклониста" с его "грязными" деньгами будут знатоки финансовых и банковских дел. А ловить и доводить дело до "юридического ума" - милиция, другие правоохранители. Тогда пригодятся и статья 174, и другие статьи Уголовного кодекса.
- О коррупции. С ней-то можно как-то бороться или у нас в России это дело заведомо безнадежное?
- Коррупция - подкуп и продажность различных категорий служащих, начиная от так называемой категории "А" (должностные лица, занимающие особо ответственное положение). Подлежат ответственности и те, кто подкупается, и те, кто подкупает. Как и в случаях с отмыванием денег, статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за преступления коррупционного характера (статья 290 - получение взятки, 291 - дача взятки, 204 - коммерческий подкуп и другие) не обеспечивают борьбу с такими правонарушениями. Причина? Да все та же - коррумпированность чиновников, которые должны пресекать, возбуждать дела и привлекать виновных.
В потоке денег, "бегущих" за рубеж, - огромная доля от коррупционеров и тех, кто их "покупал", оформляя незаконные сделки. Очевидно, коррумпированность лиц, которые должны пресекать незаконный отток денег и их "отмывание", парализует борьбу с этими явлениями. Пока ряды чиновников, в том числе из правоохранительных органов, не будут очищены от коррупционеров, трудно надеяться, что законы будут работать. Тут надеюсь на нового министра МВД, он намерен принимать внятные меры для улучшения работы этого ведомства.
Предложенный нами закон о борьбе с коррупцией в значительной части и направлен на предотвращение противоправных акций, противодействие им. Он предусматривает в числе других мер дисциплинарную и административную ответственность в тех случаях, когда правонарушение не является уголовно наказуемым. Незаконно полученные денежные средства, подарки, стоимость незаконно полученных услуг взыскиваются по решению суда в доход государства. По-моему, нужно еще принять специальный кодекс чиновников. В нем - безальтернативные санкции об изгнании из "чиновничьего рая" за нарушение служебного долга и правил достойной работы. Кодекс будет способствовать не только очищению чиновничьих рядов, а и селекции, "выведению" из должностных лиц людей с чистой совестью и чистыми руками. Конечно же, и платить чиновникам за воздержание от искушений надо значительно больше.
- А почему все-таки не принят закон о коррупции?
- Формально: не хватило голосов. Часть депутатов ушла с голосования, чтобы "умыть руки". По существу, за всеми ухищрениями - все та же коррупция. Во всех слоях власти имеются те, кому этот закон опасен. К сожалению, они могут оказывать давление и на принимающих законы. Но конвенция "О борьбе с коррупцией", которую мы подписали, обязывает принять закон о мерах по предупреждению ее. Рано или поздно будет принят, тут нет вариантов.
- Какова роль прокуратуры, прокурорского надзора в системе мер борьбы с отмыванием денег и коррупцией?
- Результативного надзора за исполнением законов, мягко сказать, недостает. Причин много. Одно из способствующих условий -перегруженность прокуратуры многочисленными функциями. От некоторых ее следует освободить. Например, от координации борьбы с преступностью и санкций на арест. Здесь лавров никто не сыскал. Ежегодно арестовываются более 2 миллионов человек. Из них большое количество сидит до 3 и даже более лет без приговора и продления санкции на арест в переполненных камерах. Десятки тысяч потом освобождаются за невиновностью и прекращением дела. Это говорит и о качестве следствия, в том числе проводимого прокуратурой или под ее надзором.
- Почему все-таки так позорно затянулась борьба с коррупцией?
- Неужели нужно объяснять аксиому: да потому, что продолжаем жить по древнеримской поговорке: рука руку моет. Вот и все. Просто не подошло время, общество еще не готово.
Не знаю, чья была воля: президента, его администрации, их экспертов, - но в 1993 году направлена она, эта воля, была на то, чтобы повременить с пресечением. Борис Ельцин наложил вето на закон о коррупции даже, кажется, три раза... Сейчас законы, о которых речь, я думаю, нужны в первую очередь президенту Путину. Они позволят ему в своих действиях и устремлениях освободиться от ворья.
Проблемы живучи, появились не сегодня. Для того, чтобы законы работали, нужна стабилизация экономики. Капитал ищет свою выгоду, он пуглив. На совещании у губернатора Калининградской области Егорова иностранные бизнесмены говорили: "Мы боимся не ваших мафиози и их денег, а непредсказуемости ваших властей, которые меняют правила игры на рынке". Ну и что же, что "говорили"? А чиновники, как мне рассказывают, по-прежнему мешают делу в Калининграде. Причем не столько местные, сколько московские, и не гражданские, а в погонах. Если и дальше так пойдет, то бизнес погибнет и у государства не окажется денег даже на эти "погоны"... Вот мы сейчас и вырабатываем стабильные условия противостояния разору.