04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У "ВНУКОВО" БУДЕТ "ДОЧКА"?

Мишин Игорь
Статья «У "ВНУКОВО" БУДЕТ "ДОЧКА"?»
из номера 119 за 03 Июля 2001г.
Опубликовано 01:01 03 Июля 2001г.
Столичный аэропорт "Внуково" отмечает юбилей. 60 лет - возраст, согласитесь, почтенный. В сознании миллионов людей "Внуково" отождествляется с воздушными воротами Москвы так же прочно, как Комсомольская площадь - с железнодорожными.

А началось все в далеком 1936 году, когда было решено построить в непосредственной близости от столицы аэропорт. Долго искали место. Наконец сошлись на деревеньке Внуково, что в 28 километрах от центра Москвы.
Строительство шло стахановскими темпами, однако завершить работы до войны не удалось. Заканчивали уже после нападения гитлеровцев. 2 июля 1941 года первая очередь Внуковского аэропорта вступила в строй, а через три недели здесь были размещены Московская авиационная группа особого назначения и ряд других подразделений действующей армии.
После войны хозяйство аэропорта развивалось более чем стремительно. В 1953 году здесь впервые в стране была введена в действие так называемая курсо-глиссадная система посадки, или сокращенно СП-50. В 1956 году создан авиаотряд особого назначения для выполнения важных правительственных заданий. В 1959-м состоялся первый рейс самолета Ил-18 по маршруту Москва - Алма-Ата, в 1960 году - открыт пассажирский терминал "Внуково-1". Спустя два года открылся терминал "Внуково-2", имеющий статус правительственного. В 1965 году начались регулярные рейсы из Москвы в Гавану. Ну и так далее.
Даже простая хроника событий, связанных с Внуковским аэропортом, займет не одну страницу убористого текста. Равно как и перечисление выдающихся персон, ступавших по бетону Внуковского аэродрома. Все советские генсеки и вожди рангом поменьше, а также американские президенты и лидеры других стран мира, посещавшие Советский Союз, неизменно становились клиентами Внуковского аэропорта.
Кстати, именно здесь в 1988 году бравые советские чекисты предотвратили покушение на Рональда Рейгана. Задержать киллера, прикинувшегося фотокорреспондентом одной из западных газет, удалось на взлетном поле буквально за несколько минут до теракта. Сам Рейган узнал об этом позже из средств массовой информации...
15 МИНУТ НА ПРОВОЗ БАГАЖА
Что есть "Внуково" сегодня? Современный аэропорт, способный ежегодно пропускать три с половиной миллиона пассажиров. И не просто пропускать, но и обеспечивать им максимальные комфорт и безопасность. Здесь все продумано до мелочей. Каждый шаг пассажира, начиная с привокзальной площади и заканчивая посадкой в самолет, отслеживается сотрудниками службы авиационной безопасности линейного отдела внутренних дел и Федеральной службы безопасности. Так что всякие там теракты на территории Внуковского аэропорта в принципе исключены. Вопросами питания пассажиров занимается совместное российско-германское предприятие "Внуково-Еврест", поставляющее продукты на борт самолетов по европейским стандартам. Только за прошлый год во "Внуково" внедрены восемь суперсовременных технологий обслуживания пассажиров, в том числе инвалидов и тяжелобольных. Резко активизировалась работа линейного отдела милиции и частных охранных структур, призванных блюсти порядок на близлежащей к аэропорту территории.
Предпринятые усилия не прошли даром. Канули в Лету привычные некогда давка, неразбериха и хамство. Исчезли толпы бродяг и все, что им сопутствует, - кражи, мошенничества и прочие неприятности. Куда-то подевались бритоголовые парни в спортивных штанах, предлагавшие подбросить до Москвы за цену, превышающую стоимость авиабилета. Испарились шустрые молодые люди, спекулировавшие билетами прямо в здании аэровокзала. Сегодня на территории Внуковского аэропорта можно встретить только пассажиров и тех, кто их обслуживает.
Оформление билетов и багажа отнимает у пассажира не более пятнадцати минут. Все портовые службы работают четко и слаженно. Даже печально известный августовский кризис 1998 года не выбил "Внуково" из привычного делового ритма. А число каких-либо инцидентов сегодня сведено почти к нулю. За прошлый год, к примеру, был зарегистрирован всего один случай повреждения воздушного судна на земле по вине наземных служб. От общего числа самолетовылетов это составляет 0,0031169 процента.
Количество регулярных рейсов из Внуковского аэропорта в минувшем году достигло 21 805, чартерных - 10 278. Сегодня услугами Внуковского аэропорта пользуются 196 авиакомпаний страны и зарубежья. По числу пассажиров, отправленных из "Внукова" в минувшем году, аэропорт занял второе место в Московском авиаузле и в целом по стране.
ВСЕМ ИНВЕСТОРАМ НАЗЛО
Разумеется, как и всякое стабильно работающее предприятие, Внуковский аэропорт является объектом пристального внимания со стороны различных финансовых структур. Дело порой доходило и до прямых попыток прибрать к рукам обширное внуковское авиахозяйство. Но ничего из этого не вышло.
На сегодняшний день расклад с принадлежностью Внуковского аэропорта таков. 60 процентов акций ОАО "Аэропорт Внуково" принадлежит государству в лице Министерства имущественных отношений и Российского федерального фонда имущества. Остальными сорока процентами владеет компания "Внуково-Инвест".
За последние десять лет государство не вложило во Внуковский аэропорт ни копейки. Дивиденды с акций, однако, получать не забывает. А дивиденды эти очень даже неплохие, несмотря на неустойчивое финансовое положение в стране вообще и наличие нерешенных проблем, тормозящих развитие Внуковского авиакомплекса, в частности.
К числу таких проблем руководители ОАО "Аэропорт Внуково" относят, например, земельный вопрос. Как известно, земля, на которой расположены объекты аэропорта, является федеральной собственностью. Так вот, до недавнего времени государство имело привычку заключать с ОАО "Аэропорт Внуково" договор аренды земли всего на один год. Это обстоятельство мешало акционерам ОАО строить долгосрочные планы и отпугивало потенциальных инвесторов.
Кроме того, Российский фонд федерального имущества заявил о своем намерении выставить значительный пакет акций ОАО "Аэропорт Внуково" на торги. Однако дальше заявления дело пока не пошло. Разумеется, вопрос о том, кто станет совладельцем авиакомплекса, повис в воздухе. А потому за последние несколько лет у Внуковского аэропорта так и не нашлось серьезных инвесторов. Что, впрочем, неудивительно, учитывая полную неопределенность с землей и акциями.
Удивляет другое. Несмотря на крайне неблагоприятный инвестиционный климат, руководство аэропорта "Внуково" ухитрилось довести до ума несколько довольно крупных строительных проектов общей стоимостью свыше 68 миллионов рублей. В марте прошлого года, например, вступил в строй бизнес-терминал, то есть мини-аэровокзал для элитных пассажиров, пользующихся чартерными рейсами. Его создание обошлось компании "Внуково-Инвест" в миллион долларов. Одна аппаратура обнаружения взрывчатых веществ и наркотиков стоит почти 80 тысяч долларов.
Зато получился терминал на славу. Ничего подобного нет нигде в СНГ. Даже в "продвинутых" странах такие терминалы редкость. Неудивительно, что за год с небольшим Внуковский бизнес-терминал завоевал репутацию самого удобного и спокойного аэровокзала страны. Его услугами охотно пользуются известные политики, бизнесмены, звезды эстрады, как наши, так и зарубежные. Кстати, расценки вполне по карману и не очень избалованным деньгами представителям среднего класса. За удобный и спокойный вылет вам придется отдать 970 рублей, за такой же безопасный и комфортный прилет - 150.
Ну а кроме строительства бизнес-терминала Внуковский аэропорт в 2000 году провел волоконно-оптический кабель длиной в километр, заменил светосигнальное оборудование, ввел в эксплуатацию приемо-передающий центр, построил гараж аэродромной техники общей площадью 4312 квадратных метров и реконструировал АТС. А еще были закуплены три стационарных металлоискателя стоимостью 700 тысяч рублей и один интроскоп "Хайскан" стоимостью полтора миллиона.
Средства находятся и на регулярные выплаты денежного довольствия сотрудникам аэропорта. А их ни много ни мало - пять с лишним тысяч человек. Сегодня средняя зарплата служащего аэропорта составляет 4800 рублей в месяц. Деньги выплачиваются без задержек, равно как и дивиденды по акциям. Неплохо развивается и социальная сфера. Функционируют детсад и поликлиника. За здоровьем персонала наблюдают 270 врачей и медсестер.
ОСТАНОВИТЬ МИГРАЦИЮ ПОМОЖЕТ ТЕРМИНАЛ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Впрочем, в последнее время уровень зарплат внуковских служащих заметно упал. В "Шереметьево", к примеру, сейчас зарабатывают больше. Да и Москва с ее безграничными возможностями притягивает, словно магнит. По признанию заместителя генерального директора ОАО "Аэропорт Внуково" Виктора Байкова, только с начала года в московские автотранспортные организации ушли 150 внуковских водителей.
Уходят и другие специалисты. Причина одна: невысокие заработки. К сожалению, остановить миграцию кадров проблематично: финансовые возможности Внуковского аэропорта сегодня весьма ограничены. Тем более что огромные деньги приходится тратить на поддержание оборудования в надлежащем состоянии. С августа 1998 года стоимость запасных частей, к примеру, выросла в три раза. А тарифы на услуги аэропорта за то же самое время увеличились всего на 20 процентов. Больше поднимать расценки нельзя: тогда никто летать не будет. Так что решать свои производственные проблемы за счет потребителей, как это порой делают другие, "Внуково" сегодня не может.
Приходится крутиться-вертеться, зарабатывать деньги всеми возможными способами. По словам первого заместителя гендиректора ОАО "Аэропорт Внуково" Владимира Замкова, треть заработанных денег сегодня - доходы от неавиационной деятельности. По сравнению с аэропортами зарубежных стран это - безумно много. Коллеги "из-за бугра", приезжающие во "Внуково", поражаются умению русских делать деньги на чем угодно, даже на том, что в принципе не относится к компетенции аэропорта. Если так пойдет и дальше, скоро во "Внуково" вообще забудут, чем они, собственно, должны заниматься. Как шутит Замков, "все, что можно, в аренду сдадим, а в свободное время будем тапочки шить".
А если серьезно, "Внуково" по сравнению с другими аэропортами Московского авиаузла изначально поставлено в невыгодные условия. "Шереметьево" успешно получает со всего мира валюту, ибо это полновесный международный аэропорт. "Домодедово" обслуживает чуть ли не всю страну и может неплохо существовать за счет гигантского грузооборота. "Внуково" же может рассчитывать только на безупречное качество обслуживания и за счет этого переманивать к себе элитных пассажиров, с одной стороны, и авиакомпании - с другой. Кстати, "Внуковские авиалинии", сбежавшие было в "Домодедово", в конце концов вернулись обратно: во "Внуково" все же приятнее.
А чтобы во "Внуково" стало еще приятнее, в самом скором времени необходимо провести реконструкцию вокзала, а в перспективе построить рядышком еще и международный терминал. По мнению руководителей ОАО "Аэропорт Внуково", их хозяйство вполне созрело для того, чтобы не только называться, но и действительно быть аэропортом международного класса.
Конечно, "Шереметьево" в ближайшие годы "Внукову" не переплюнуть. Однако решительный прорыв в будущее сделать необходимо. И чем быстрее, тем лучше. Строительство международного терминала и есть та самая задача-максимум, решение которой позволит вывести Внуковский аэропорт на качественно новый виток его истории.
P.S. Как стало известно из хорошо информированных источников в руководстве ОАО "Аэропорт Внуково", строительство международного терминала может начаться уже осенью этого года. Оно обойдется инвесторам в 30 миллионов долларов. Для аккумулирования финансовых потоков в структуре ОАО "Аэропорт Внуково", возможно, появится дочерняя фирма.
Вот только не ясно пока, кто станет ее "отцом".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников