БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ОТПУСКОВ

На днях хозяин маленького продуктового магазинчика, в котором наша семья обычно покупает все необходимое для стола, извинившись, сообщил о повышении цен на большинство товаров. Хозяина зовут Дима, и он с женой Светой в Израиле уже около трех лет. Приехали из Молдавии в поисках лучшей жизни.

С полгода назад арендовали это помещение в цоколе дома на бойком месте в престижном районе Тель-Авива. Для чего взяли приличную ссуду. Не в добрый час начали Дима со Светой свое дело. Страна ведет войну, а когда говорят пушки, бизнес чувствует себя неуютно. Особенно малый. Цены растут, покупательная способность граждан падает, а с нею и доходы. Для того чтобы как-то свести концы с концами и выдержать конкуренцию с крупными супермаркетами, ребятам приходится работать больше, чем коллегам-соседям. Без выходных и отпусков. Впрочем, они оптимисты, как и все молодые. Они верят, что вот-вот война закончится и настанут лучшие времена.
Но до светлого будущего доживут не все. Я имею в виду, опять же, мелкий и средний бизнес. На той же улице Бен-Иуда, где находится дом, в котором я живу и в котором торгуют Дима со Светой, полно опустевших в последние месяцы помещений. Еще неделю, две, пять назад там располагались магазинчики, турфирмы, риэлтерские конторы...
Экономика Израиля сейчас, как шагреневая кожа. С каждой боевой операцией съеживается все больше. Страна вынуждена тратить огромные средства на армию и меры безопасности. Как результат - невиданные здесь за 54 года существования государства темпы инфляции. Английский еженедельник "Экономист" опубликовал недавно сводную таблицу стран, "лидирующих" в мире по этому показателю. Так вот, Израиль в ней занимает десятую строчку. Может, в России, находящейся на четвертом месте, не понять трагизма ситуации, но здесь попадание "в десятку" расценивают почти как крах. Ведь до того Израиля не было даже в первой полусотне.
При этом местные экономисты считают, что англичане смотрят на их страну слишком оптимистично, прогнозируя инфляцию по итогам года на уровне 5,5 процента. Куда там! Ведь за пять месяцев она уже составила 4,9. А поскольку конца и края арабо-израильскому противостоянию не видно, к январю ожидают не менее 7-8.
В этом году Банк Израиля уже пять раз повышал учетную ставку. И всякий раз казалось, что добавленный процент обуздает инфляцию и американский доллар, твердо вознамерившийся перешагнуть планку пяти шекелей. Потом приходилось поднимать ставку еще на процент, и еще на полтора. Наконец, в конце июня - сразу на два. Если и это не спасет, кризис может принять необратимый характер. Здесь все чаще и чаще поговаривают об аргентинском варианте.
Пока экономисты и политики спорят о том, как лучше вывести страну из финансового тупика, ситуация на рынке действительно близка к критической. К примеру, по данным здешнего госкомстата, число безработных достигло 10,6 процента от трудоспособного населения. Год назад "лишних людей" было 8,6 процента. Как полагают многие израильские экономисты, в будущем году безработица может достигнуть рекордного рубежа - 14 процентов. Такого не видывали даже в годы создания государства и массового притока репатриантов в конце сороковых - начале пятидесятых.
Черные времена переживает туристическая отрасль. В страну ежемесячно приезжают не более 60 -70 тысяч человек, в то время как еще летом 2001-го здесь принимали не менее 150 тысяч иностранцев каждый месяц. А это не только убытки гостиниц и турфирм, но и многочисленных сувенирных лавок, ресторанов, транспортных предприятий. Значит, грядут новые массовые увольнения и банкротства.
Лихорадит и святая святых - сферу высоких технологий, эту главную отрасль израильской экономики. Число заказов извне, на которых, как на дрожжах, поднялся местный хай-тек, существенно уменьшилось. Сокращения коснулись и этой - элитной и всеми оберегаемой сферы. Она ведь не только дает работу сотням тысяч человек, но и обеспечивает основной налоговый поток в госказну. Теперь и он скудеет.
В июне началась реализация экстренной антикризисной программы правительства. И тут народ вдруг выяснил, что основное бремя налогов, сокращений всевозможных пособий и выплат ложится на его хрупкие плечи. А как же правительство со своим сверхраздутым аппаратом и высокими заработками? Оказалось, что все государственные чиновники по-прежнему на своих местах и зарплату никому из них не урезали. Видимо, они, горько шутят мои коллеги в местных газетах, более нужны стране, чем учителя, врачи или социальные работники...
Так чего же ждать Диме и Свете и тысячам их коллег по малому бизнесу? Вопрос скорее риторический. Потому как никто не может сказать, сколько еще продлится военный конфликт и каких жертв от страны, от ее граждан он потребует. Хотя с каждой мирной инициативой надежда зарождается вновь. Но проходят дни и недели, а на ближневосточном фронте - без существенных перемен. И надежда снова угасает.