СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ ПОПАЛИСЬ В СЕТИ

Мурманские рыбаки неоднократно оказывались в безвыходном положении, когда месяцами сидели на судах без работы, без заработной платы, вообще без всяких средств к существованию. И все по вине собственных работодателей.

"Елизавета" принадлежит на условиях чартера мурманской компании "Баренц Верфь". Семь рыбаков, жителей города Мурманска, уже полгода находятся в Норвегии. Все это время они не получают заработной платы.
Судно "Елизавета" арестовано. И, возможно, будет выставлено на продажу. Впервые поводом для ареста российского судна стали исковые заявления, поданные мурманскими рыбаками в норвежский суд с помощью норвежского и российского профсоюзов моряков. Причина - претензии к владельцам "Елизаветы", которые не выплачивают им заработную плату.
Суд согласился с рыбаками, счел их требования справедливыми и обязал судовладельцев выплатить причитающуюся зарплату в сумме 13 654 доллара, а также оплатить судебные издержки. Представитель норвежского профсоюза моряков Свенн Туре Фальк сообщил, что это решение следует рассматривать не иначе как победу российских моряков. А председатель мурманской региональной организации Российского профсоюза моряков, инспектор международной федерации транспорта Константин Кривенко заявил корреспонденту "Труда", что именно так и должно было случиться - по закону.
- Почему же подобное не происходило раньше?
- Семь лет в этой стране такие вопросы не рассматривались. Ссылка была одна: Россия не ратифицировала конвенцию. И вот в 2000 году наконец-то конвенция об унификации арестов судов ратифицирована нашей страной. В соответствии с международным правом судно является залогом для экипажа по заработной плате. Владельцы "Елизаветы" длительное время не платили морякам денег. Поэтому судно и арестовано. До тех пор, пока не будет выдана заработная плата, судно продается.
Раньше все происходило по другому сценарию. Моряки месяцами находились на борту своего судна в Норвегии, брошенные и обманутые судовладельцами. Были вынуждены хоть как-то зарабатывать на жизнь. Потом возвращались в Мурманск с надеждой в родных стенах выбить причитающиеся им средства. Выигрывали суды, получали решения в свою пользу и акты от судебных приставов о невозможности взыскания заработной платы в связи с тем, что судно находится вне территории Российской Федерации.
- Теперь такой вариант не пройдет, - уверен Константин Кривенко. - Данный прецедент позволяет рыбакам надеяться хоть на какую-то защиту, на получение денег, заработанных нелегким трудом. Представитель норвежского профсоюза моряков Свенн Туре Фальк думает, что экипажи других российских судов, попавшие в такое же положение, последуют примеру "Елизаветы".