По просьбе редакции автору письма отвечает профессор Московской Духовной академии Алексей ОСИПОВ:
Дорогой Владимир!
Своим письмом вы ставите вопрос, важнее которого для человека, по существу, нет: в чем смысл его жизни и какова ее высшая, последняя цель? Даете и ответ, который нередко приходится слышать. Вы пишете: "Основная цель моей жизни - вырастить детей (сколько смогу), причем они должны превзойти меня или хотя бы не быть хуже по моральным, умственным и физическим качествам. Все остальные цели подчинены этой главной". На первый взгляд такая цель выглядит симпатичной и, кажется, не может вызвать особых возражений. Однако давайте задумаемся, что стоит за ней.
Прежде всего мы понимаем, что наши человеческие возможности всегда ограничены, они обусловлены множеством непредсказуемых обстоятельств, случайностей и волей других людей. Поэтому, если говорить о перечисленных и рассматриваемых вами в качестве главной цели жизни качествах ваших детей, то можно сказать лишь следующее. Мораль детей никогда полностью не определяется родительским воспитанием, есть много других могущественных факторов (телевизор, улица, школа и т.д.), которые определяют нравственное становление ребенка. Также и умственные и физические качества обусловлены в первую очередь природой, наследственностью. Наше желание способно лишь в какой-то степени раскрыть данные природы, но не создать их. Каждому человеку природа дала свой потолок, и выше его не прыгнешь. Даже "многознание, - как верно подметил Гераклит, - уму не научает". И человек, как бы "гордо" это ни звучало, далеко не всесилен в достижении того, о чем он часто мечтает: то трагическая случайность, то неожиданная атипичная пневмония... Один лопнувший сосудик - и человек инвалид, а то и совсем нет его. Вот и последняя точка всем его "качествам".
Невольно возникает вопрос: неужели можно ЦЕЛЬЮ своей жизни ставить то, что от нас зависит всего на какие-то доли процента и в любой момент может безвозвратно и навсегда быть отнято, и в конце концов непременно будет отнято - жизнь-то конечна и коротка? Если нет вечной жизни личности, в которой лишь и можно оценить плоды всей своей деятельности, то что же остается человеку? Только рисовать себе красивые картинки будущего, у которого нет будущего и верить, закрыв глаза на неизбежный и окончательный крах всех своих мечтаний, что будет лучше? Без Бога и вечности теряют всякий смысл все эти умственные, физические и даже нравственные достижения. Ибо если удел всем - смерть, то зачем улучшать мир, зачем любить других? Я умру и все умрут, кем и какие бы они ни были: слабые и сильные, умные и глупые, добрые и злые... (Может быть, на этот предмет стоит еще раз перечитать знаменитую беседу Ивана Карамазова с приживальщиком у Достоевского). Если нет Бога, то мы живем лишь иллюзией жизни, проще говоря, обманываем себя ожиданием бесконечно продолжающейся жизни, конец которой неумолимо приближается и... наступает.
Еще, Владимир, один вопрос мне хочется задать вам. Что вы можете сказать о человеке, который своего любимого (!) ребенка посылает на верную гибель? Понимаете, конечно, о чем я говорю. Но действительно, разве родители не знают, что, рождая ребенка, они приговаривают его к неминуемой смерти? И как тогда назвать их? Если быть логически последовательным, то отрицание Бога (атеизм) приводит к кошмарным выводам. Это откровенно продемонстрировал, например, Ницше. Философия, которая утверждает: "Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть", оказывается мировоззрением безысходного пессимизма и отчаяния. Если нет Бога, нет души, нет вечной жизни личности, то что же еще ожидает каждого рожденного, как не бессмыслица неминуемой смерти? Напротив, христианство утверждает: "Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь. Поэтому, пока есть время, возрастай духовно и нравственно, чтобы достойно войти в нее". Вот здесь действительно открывается смысл жизни и высокая цель в ней для каждого и рождающего, и рожденного.
И последнее. Вы пишете, что вам Бог не нужен. А что вы сказали бы тому, кто заявил бы: мне законы природы не нужны? Смешно и странно? Но оба эти утверждения одного порядка. Христианство говорит, что Бог есть не какое-то существо, сидящее на престоле над Вселенной, Он и не одна из подобных нам личностей, но есть Дух, все сотворивший, все проникающий, все скрепляющий и удерживающий в нашем мире. Он является высшим Законом всего существующего. "Им мы живем и движемся, и существуем", - читаем в Новом Завете. А один из святых писал: "Бог есть и называется природой всего существующего". Поэтому как нельзя игнорировать законы природы без вреда для себя, так в еще большей степени нельзя отвергнуть и Закон всех законов - Бога. Современный экологический кризис показывает, к чему приводит игнорирование законов Земли. Современный нравственный кризис с не меньшей силой свидетельствует о последствиях отрицания человеком высшего Закона - Бога, который, по христианскому Откровению, есть бескорыстная, жертвенная любовь.
Вы прекрасно пишете: "Хочешь, чтобы кто-то тебя полюбил? Сначала полюби сам". Но, увы, жизнь очень часто не оправдывает этих надежд. Да и зачем мне, на самом деле, отдавать себя (а действительная любовь это и есть жертва собою), если я умру завтра и навсегда? Христианство же отвечает зачем. Оно утверждает, что любовь - это самый фундаментальный Закон бытия, ибо Бог есть любовь, и потому любя, я в любом случае, хотя бы мне ответили самой черной неблагодарностью, приобщаюсь величайшему благу - самому Богу - и таким образом приношу добро и себе, и другим.
Вот чему учит нас вера православная. Вот почему люди становятся на колени, крестятся ("и справа налево, и слева направо") и молятся перед иконами - этими образами Бога-любви на земле. Вот почему мне нужен Бог.
ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ. Надеемся, что не останутся без внимания читателей проблемы, затронутые в письме В.Венкова и ответе на него профессора А.Осипова. Приглашаем к широкому обмену мнениями верующих и атеистов, православных людей и представителей иных традиционных для России вероисповеданий.