"АПАЧИ" ТУТ НЕ ЛЕТАЮТ

... Штурмовые вертолеты Ми-24 ревут и выстраиваются в цепочку на взлетной полосе аэродрома

... Штурмовые вертолеты Ми-24 ревут и выстраиваются в цепочку на взлетной полосе аэродрома Лунги. Белые, красивые, с двумя круп-ными буквами на бортах "UN", по-нашему - "ООН". Первый поднялся и качнул носом вниз, как будто поклонился земле. Второй сделал то же самое...
- Зачем? - спрашиваю пилота Юрия Осокина.
- Традиция. Мы сообщаем техникам, что с машиной все в порядке и говорим "до свидания".
Так начинается патрулирование неспокойного участка, расположенного на границе Сьерра-Леоне и Либерии. Картина внизу хоть и экзотична, но довольно однообразна. Пальмы, узкие дороги, потом - сплошное зеленое одеяло. Это и есть джунгли. С высоты все кажется таким мирным, что определение "горячая точка" тут просто неуместно.
- А бывали случаи, когда наши вертолеты обстреливали с земли? - спрашиваю вертолетчиков.
- Раньше, когда шли бои и обстановка оставляла желать много луч-шего, повстанцы постоянно захватывали в заложники представителей ООН. Четверо наших вертолетчиков тоже попали в плен. Но, слава Богу, все обошлось. А за последний год никаких нападений на представителей UNAMSIL (так называют миротворческий контингент ООН из 13000 человек в Сьерра-Леоне) не было ни разу.
- Так зачем вы тогда здесь?
- Задача миротворцев - поддерживать спокойствие и мир, разделять противоборствующие стороны, сопровождать колонны с гуманитарным грузом. За семь месяцев, которые наш отряд пробыл в Сьерра-Леоне, никаких ЧП не произошло, - отвечает за всех командир российской авиагруппы генерал-майор Петр Казак.
- А что конкретно делают российские миротворцы в далекой африканской стране? Войны уже нет, противоборствующие стороны помирились...
- А вы посмотрите вниз.
Внизу среди зеленого покрова - желтое пятно, экскаваторы, машины, люди. Похоже на небольшой неглубокий карьер. Догадываюсь, что именно тут и добываются знаменитые алмазы Сьерра-Леоне. Их залежи расположены как раз по границе с Либерией, где до сих пор неспокойно.
Из-за алмазов-то и воевали почти десять лет вожди местных племен и группировок Сьерра-Леоне и Либерии. Из-за них и были введены в республику миротворческие силы. За два года они смогли прекратить жестокое кровопролитие. Но вылазки и схватки между группировками не прекратились. Тогда-то, в 2000 году, из России и были приглашены вертолетчики со своими знаменитыми Ми-24, которые в шутку называют "крокодилами".
Почему предпочтение отдано, к примеру, не американским "апачам", а нашим винтокрылым машинам?
В начале 90-х в разгар наступления мятежников на Фритаун в небе вдруг появился Ми-24, чудом сохранившийся на вооружении правительственных войск. Пилотировал его 50-летний летчик-наемник из ЮАР, обучавшийся еще в СССР. Всего одна винтокрылая машина смогла навести на бандитов такой ужас, что наступление на столицу Сьерра-Леоне Фритаун сорвалось, а Ми-24 превратился в легенду. Прибыв в 2000 году в мятежную республику, наши вертолетчики решили подкрепить эту легенду так называемыми демонстрационными полетами. И правильно сделали. На глазах у изумленных африканцев они с одного захода разбомбили старые джипы, выстроенные на импровизированном полигоне. Слава о русском супероружии разнеслась быстро.
К сожалению, разного рода авантюристы и даже бандиты, как мухи на мед, слетаются к тем местам, где алмазы, что называется, лопатой греби. Здешние драгоценные камни - высокого качества и залегают на небольшой глубине. До сих пор не все алмазные прииски контролирует правительство Сьерра-Леоне. Многие из них находятся в руках откровенных бандитов. А от них можно ожидать чего угодно. Вот почему каждый день вылетают российские Ми-24 на патрулирование. Не оставляют в покое мятежники и караваны с гуманитарным грузом. Их тоже приходится охранять с воздуха нашим вертолетчикам.
- Командир группы генерал Петр Казак говорил мне, что вы пользуетесь спутниковой системой навигации GPS. Но я вижу, что вы и на картах размечаете маршрут следования. Зачем?
- Электроника в такой жаре и влажности часто подводит. Нас выручает старый метод - карта, логарифмическая линейка... Не было случая, чтобы до базы кто-нибудь не долетел.
...После нашего полета командующий миссией ООН в Сьерра-Леоне пакистанский двухзвездный генерал Саджжад Акрам так говорил о российской авиационной группе:
- Без российских летчиков миссия бы не достигла никаких успехов. Они совершили 1100 вылетов за полгода - больше 1500 часов в воздухе. Такое под силу не каждому. Эта смена начала выполнять и ночные полеты. Без натяжки скажу, что вертолетная группа - моя главная ударная сила. Она готова выполнить любое задание, погасить любой конфликт, если он вдруг возникнет.
- Господин генерал, почему же тогда говорят, что в октябре этого года российские вертолеты будут отозваны из миротворческого контингента ООН?
- Когда я услышал об этом, то обратился с официальным письмом в департамент операций по поддержанию мира секретариата ООН, где выразил пожелание, чтобы российская авиагруппа оставалась здесь и дальше в полном составе.