ТАНКИ ЛЕТАЮТ, НО НИЗЕНЬКО

В военном 42-м на одном из эвакуированных в Тюмень заводов был собран летающий танк. А 18 лет назад эту чудо-машину в миниатюре воссоздали два тюменских приятеля - техники-любители слесарь-сборщик моторного завода Александр Филимонов и диспетчер одного из городских автотранспортных предприятий Николай Осипенко. В эти дни впервые уникальный экспонат выставлен в Москве, в Государственном Историческом музее.

... В первые месяцы войны в Тюмень из Центральной России было эвакуировано сразу несколько крупных заводов, в том числе московский авиационный, выпускавший планеры. Известный авиаконструктор Олег Антонов прознал о том, что в октябре 41-го инженер тюменской судоверфи предложил наркому ВМФ СССР эскизный проект плавучей танковой батареи. Проект в Москве не утвердили, но Антонов загорелся идеей сделать танк крылатым.
В конце 41-го Антонов пробил в столице проектное задание. Машину спроектировали всего за две недели. В Тюмень из Горького был отгружен танк Т-60, и в холодных цехах пивоваренного завода диковинный аппарат из брони, дерева и полотна начал обретать крылья.
Чудо-техника предназначалась для переброски в тыл врага, для снабжения танками крупных партизанских отрядов. Летные испытания проводились на одном из подмосковных аэродромов осенью того же года.
... Летчик Анохин занял место водителя внутри танка, и буксировщик, тяжелый самолет ТБ-3, начал разбег. Дошедшие до наших дней рассказы очевидцев несколько разнятся. Одни утверждают, что танк, к удивлению наблюдателей, оторвался от земли раньше, чем это сделал бомбардировщик, доказав таким образом скептикам жизнеспособность конструкции. Полет прошел вполне удачно. Однако, по свидетельствам других, аэропоезд из самолета-буксировщика и летающего танка хотя и поднялся в воздух, но самолет едва достиг высоты 40 метров. Попытка увеличить скорость до 140 км/ч оказалась безуспешной: с каждой секундой "аэропоезд" снижался на полметра. Кроме того, стала повышаться температура двигателей самолета. В этих условиях пилот принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.
Посадка прошла успешно. Приземлившись, Анохин запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не извещенный о вынужденной посадке необычного аппарата руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Охрана аэродрома приняла неизвестный летательный аппарат за новинку немецкой техники...
Испытательный полет показал, что идея летающего легкого танка вполне осуществима, однако для подъема планера на требуемую высоту был необходим более мощный самолет типа Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов и бомбардировок Берлина. Но таких самолетов было построено только около 80, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика крылатого танка было нереально. В результате дальнейшие работы по проекту были прекращены. А потом придумали, как десантировать боевую технику при помощи парашютов, и необходимость в крылатых танках отпала.
Видимо, навсегда?