МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: ОПЯТЬ ПОБЕДИЛИ СВОИ

Напомню, из-за смены "команды", на которой настоял президент ММКФ Никита Михалков, подготовка

Напомню, из-за смены "команды", на которой настоял президент ММКФ Никита Михалков, подготовка киносмотра шла в обстановке, я бы сказал, непрекращающегося аврала. Еще за три недели до открытия ММКФ (случай вообще-то для фестиваля класса "А" беспрецедентный) не была до конца сформирована конкурсная программа, люди из фестивальных служб работали буквально по 24 часа в сутки. Благодаря их самоотверженности киносмотр все-таки прошел в установленные сроки, хотя - и этого не скрывал сам Никита Сергеевич - мог в этом году не состояться вовсе...
Но следы торопливости, пережитого аврала проступали по ходу киносмотра буквально во всем. В многочасовых очередях на аккредитацию. В отсутствии какой-либо справочной литературы в первые дни фестиваля. В заявленных в программе, но не показанных фильмах. В постоянных задержках сеансов. В плохой работе переводчиков, когда смысл показанных фильмов нередко ускользал от зрителей...
Справедливости ради надо сказать, что новая команда прилежно училась на ходу, мужественно исправляя свои же ошибки. Если приглашение на торжественную церемонию открытия фестиваля автору этих строк пришлось вырывать с боем, то на церемонию закрытия мне его вручили уже с милой улыбкой. Девушки из пресс-центра вообще старались быть предупредительными. В самом пресс-центре, кроме обязательных компьютеров, появилась вода и даже бесплатный кофе. Хотя проблема нормального питания для журналистов осталась нерешенной. В кинотеатре "Октябрь", где на протяжении десяти дней пишущей братии доводилось проводить по 12 - 14 часов, цены очень даже кусаются: скромный сэндвич стоит порядка 100 рублей, чашка чая - столько же. Полноценный обед с горячими блюдами и вовсе влетит под 1000 рублей. Тут, простите, никаких гонораров на прокорм не хватит. Мои апелляции к руководству ММКФ, что, дескать, на всех фестивалях мира организуются специальные кафе, где прессу кормят по сниженным расценкам, увы, услышаны так и не были...
Хотя устроители ММКФ именно журналистам должны низко поклониться в ноги. Без них, подозреваю, о кинофестивале никто бы не узнал (реклама предстоящего события в городе практически отсутствовала), да и само кино смотреть было бы некому. Перебегая из зала в зал, 2 тысячи аккредитованных журналистов как раз и создавали иллюзию бурной фестивальной жизни, поскольку зрители "с улицы" на просмотрах были редкими гостями. В отличие, скажем, от Канна, Берлина, Венеции, Торонто, Монреаля, где в дни фестиваля киноманы раскупают сотни тысяч билетов. Но там фестивальные фильмы идут по всему городу, а у нас международный киносмотр скукожился, по сути, до единственной площадки на Новом Арбате, куда не всякий кинолюбитель доберется. Так что упования Никиты Михалкова на строительство фестивального центра - это одно, а забота о том, чтобы проведение ММКФ стало праздником для столицы, для страны, - это совсем другая задача, справиться с которой нынче ни в малой мере не удалось.
Не удалось Московскому фестивалю стать и настоящим зеркалом мирового экрана. Прекрасные ретроспективы ранних фильмов Роберта Олтмана, Милоша Формана, интересные программы "Московская эйфория", "Восемь с половиной фильмов", "Свободная мысль" - это хорошо. Но они не могут, увы, искупить традиционную слабость конкурсной программы, а ведь именно по ней судят во всем мире об уровне фестиваля, его амбициях. Конкурс ММКФ оказался в этом году покрепче провального прошлогоднего, но все равно в нем преобладали весьма средние, а то и откровенно слабые фильмы, половине из которых, по большому счету, на фестивале класса "А" делать просто нечего. В сущности, ММКФ исчерпал сюжет в первые три-четыре дня, когда в Москву приехали Эмир Кустурица, Франсуа Озон, Джозеф Файнс, когда были показаны 5 - 6 лучших конкурсных картин. Потом фестиваль на неделю впал в летаргический сон, косяком пошло рутинное, необязательное кино, и лишь под самый занавес снова что-то зашевелилось. А тут уже и время наград подоспело...
Надо сказать, что жюри во главе с не шибко известным в мире режиссером Фредом Скепси (с неуправляемыми мастерами уровня Михаэля Ханеке руководство ММКФ после прошлогоднего конфуза, видимо, иметь дело опасается) лихо справилось со своей задачей. Оно, с одной стороны, выделило из вяловатого фестивального потока те ленты, в которых бродил фермент искусства, пусть порой и в гомеопатических дозах. С другой стороны - отдало необходимую дань фестивальной и политической конъюнктуре... Куда же от нее в наше время денешься?
В итоге приз за лучшую женскую роль достался актрисе Кирсти Стубо, самоотверженно сыгравшей психически неуравновешенную писательницу в мрачновато-стильном венгерском фильме "Опиум". Лучшим исполнителем мужской роли стал Фабрис Лукини в бурлескном фильме "Мольер". Специальный приз жюри достался авторам местами выразительного, а местами мутного, путанного грузинского фильма "Русский треугольник", посвященного проблеме Чечни, на которую, говорят, иностранные члены жюри сильно повелись. Лавры лучшего режиссера достались итальянцу Джузеппе Торнаторе за фильм "Незнакомка". В конкурсе он оказался единственным мастером с мировым именем ("Кинотеатр "Парадизо", "Малена"), хотя на сей раз сделал достаточно конъюнктурный, безвкусный фильм на тему сексуального рабства наших соотечественниц за рубежом. Но для поднятия престижа ММКФ его имя вполне сгодилось.
Тем более что именитый итальянец проиграл, как водится, российскому режиссеру. Ибо главный приз - "Золотой Георгий" - достался фильму "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой. Это решение жюри вызвало целую бурю эмоций у моих коллег, чаще всего негативного толка. Мол, картина неправдоподобна, рассказанная в ней история не имеет точек соприкосновения с реальностью, а характер главной героини насквозь выдуман. Между тем Вера Сторожева сняла не бытовое, уныло-жизнеподобное кино, а поэтическую притчу о молодой женщине, которая после смерти нелюбимого мужа заново учится жить, открывая свое сердце для любви, добра, красот природы. Этот фильм замечательно снят оператором Олегом Лукичевым, а блистательная актриса "Мастерской Петра Фоменко" Ксения Кутепова буквально завораживает тонкой вибрацией чувств своей одинокой, болезненно странной, беззащитной, словно раненая птица, героини.
Я бы приветствовал это решение жюри, если бы лента Веры Сторожевой не была столь безыскусно-камерной, акварельной. Все-таки от победителя фестиваля класса "А" ждешь более масштабных по мысли, более мощных по режиссерской энергии полотен. Да и другое смущает: Московский международный год за годом демонстрирует слишком уж явную приверженность российскому кино. Напомню: три года назад здесь победил наш фильм "Свои", на следующий год главная награда нашла нашу же картину "Космос как предчувствие", и вот после годичного перерыва на ММКФ "Золотого Георгия" вновь завоевывает российский фильм.
Для сравнения: в Канне французское кино не побеждало уже 20 лет кряду! Не потому ли, в частности, режиссеры всего мира стремятся отдавать свои фильмы в Канн, а не в Москву?