05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АНТОН КЛИМОВ: "ДЕЛО НЕ В ЛЮБВИ, А В ЛЮДЯХ, К КОТОРЫМ ОНА ПРИХОДИТ"

Заозерская Анжелика
Статья «АНТОН КЛИМОВ: "ДЕЛО НЕ В ЛЮБВИ, А В ЛЮДЯХ, К КОТОРЫМ ОНА ПРИХОДИТ"»
из номера 120 за 03 Июля 2008г.
Опубликовано 01:01 03 Июля 2008г.
2 июля 1979 года трагически погибла в автокатастрофе Лариса Шепитько. 9 июля исполнилось бы 75 лет ее мужу Элему Климову. Помимо творчества у Ларисы и Элема была любовь. Антон Климов в эксклюзивном интервью "Труду-7" рассказал историю своих родителей.

- Антон, рядом с нами находится портрет вашей мамы в образе великосветской дамы XVIII века. Говорят, будто с этим портретом, заказанным Элемом Климовым, связана мистическая история, а на портрете изображена вовсе не Лариса, а некая австрийская герцогиня.
- Этот портрет (раньше он висел в нашей старой квартире на Фрунзенской набережной) был написан по фотографиям мамы уже после того, как ее не стало. Художница, никогда не видевшая маму в жизни, представляла ее себе именно в образе аристократки XVIII или XIX столетия. Действительно, на экскурсии в одном из старинных замков Австрии мама увидела портрет герцогини, которая была поразительно на нее похожа. Помимо портрета мама обнаружила странную связь с этим местом: оказавшись в этом замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, всю мебель, расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и видя то, чего не было видно снаружи (например, зеленое сукно под скатертью, которую по просьбе мамы подняли). История с этим замком и портретом дамы навеяла эту идею - изобразить маму в образе аристократки.
- Этот необычный случай с "экскурсией в прошлую жизнь" повлиял на мироощущение вашей мамы?
- Мама и раньше верила в реинкарнацию, переселение душ, а после такой истории, думаю, вообще сомнений не осталось. Можно только предположить, что, поскольку мама была уникальным человеком, Всевышний дал ей уникальную возможность - заглянуть в свое прошлое. Сейчас я уже начинаю думать, что если бы маме не приоткрылась так называемая потусторонняя жизнь, возможно, она не ушла бы от нас так рано. С другой стороны, есть такие личности, как Джон Леннон, Владимир Высоцкий, Курт Кобейн - к ним я отношу и свою маму, - которым дано прожить недолгую, но невероятно яркую, насыщенную и содержательную жизнь.
- Творчество, любовь, семья - что для Ларисы Шепитько было главным?
- Поскольку мама была на редкость цельным человеком, для нее все было важно: и искусство, и семья, и, разумеется, я, ее сын. Каждую свою картину она снимала как последнюю, а меня родила с риском для жизни. Во время беременности мама получила травму позвоночника, и врачи были категорически против родов. К счастью, все закончилось благополучно, хотя мама перенесла роды очень тяжело, а могла вообще не выжить. Когда мне исполнилось три года, мама снимала свою по большому счету последнюю картину, получившую Гран-при на Берлинском кинофестивале, - "Восхождение". С той поры она стала очень много ездить по всему миру, и я ее видел не так часто, как хотелось бы. Тем не менее я помню маму достаточно хорошо, хотя мне было шесть лет, когда ее не стало, особенно ее голос, как она пела мне песни (как у настоящей украинки, у мамы был очень красивый, мелодичный голос), как она пыталась меня учить английским словам (она хорошо знала этот язык). В моем подсознании голос мамы доминирует над всем остальным, даже над ее глазами. Я прослушал сотни материалов с маминым голосом: ее интервью, беседы с актерами, хронику, но со мной она разговаривала особенно, не так как с другими людьми, и эта ее интонация осталась во мне.
- Всем известен железный характер режиссера Шепитько, ее строгость на съемочной площадке. А какой она была дома, с близкими?
- Жесткой и принципиальной мама была в работе, а дома - мягкой и теплой. Отец проявлял куда большую строгость.
- Лариса Шепитько славилась своей красотой и независимым характером. За ней ухаживало множество мужчин, и ваш отец в их числе. Как вы думаете, чем ваш отец, тогда еще студент ВГИКа, покорил маму?
- На самом деле я не знаю, как на это ответить. Но папа действительно нравился женщинам. Он был красавец-мужчина и спортсмен: мастер спорта по баскетболу и гребле. Помимо таланта он обладал потрясающим чувством юмора и, что называется, харизмой. Думаю, папа мог покорить кого угодно просто как мужчина.
- По одной из легенд перед тем, как согласиться выйти замуж за Элема Климова, Лариса Шепитько задала ему прямой вопрос: "А ты не будешь на меня давить? Ведь мы с тобой оба режиссеры?" Как вы считаете, был этот диалог в действительности?
- Я не думаю, что такой разговор произошел за час до свадьбы или в момент принятия важного решения. Но когда шел серьезный разговор о создании семьи, между родителями возникла договоренность о том, что каждый из них - самостоятельная творческая личность и никто из них не будет даже пытаться подмять другого под себя. При этом они помогали друг другу в творчестве. И у режиссера Ларисы Шепитько, и у режиссера Элема Климова были свои сильные стороны. Отцу лучше удавались монтаж, ритмика фильма, энергетика съемки, тогда как мама потрясающе умела работать с актерами и научила этому отца. Например, однажды на съемках фильма "Агония" мама заменила отца, который был болен, и, в частности, работала с Алексеем Петренко. Хотя повторюсь: в обычной жизни папа был, может быть, куда более жестким и непреклонным человеком, чем мама. Если у него складывалось мнение о каком-то человеке, то переубедить его было уже невозможно. У меня тоже было с отцом немало подростковых конфликтов, которые усугублялись его категоричностью. Уже потом я понимал, что он был прав. Единственное объяснение тому, что родители остались вместе до конца, заключается в огромной любви между ними. Ведь такие сильные характеры, какими обладали мои родители, очень редко уживаются вместе.
- Наверняка, глядя на своих родителей, вы убеждались в том, что настоящая любовь существует. Но не пугала ли вас мысль, что за такую любовь приходится платить слишком высокую цену? Ведь в их жизни были не только любовь и верность, но и печаль, боль утраты, страдания?
- Я всегда знал, что большая любовь - не выдумка. Вовсе не обязательно она приходит к великим людям и, к счастью, нередко обходится без трагедий. У родителей моего отца была тоже необыкновенная и счастливая любовь до конца жизни. Дело не в любви как чувстве, как даре, а в людях, к которым она приходит.
- После гибели Ларисы Шепитько ваш отец больше не женился. А ведь многие мужчины пытаются найти новую спутницу жизни хотя бы ради того, чтобы найти замену матери для ребенка.
- Отец никогда не искал замену маме, понимая, что это невозможно. Он вообще больше не искал брака. Все люди, знавшие моих родителей, этому нисколько не удивлялись. Что же касается практических соображений, то они были несвойственны его натуре. Все, что отец делал в жизни и творчестве, исходило из его души, было продиктовано его совестью, но ни в коем случае не расчетом или так называемой житейской выгодой. Он жил по принципу "все или ничего". У отца была большая любовь, и размениваться на какой-то брак в практических целях он не мог. Более того, отец не только продолжал любить маму всю свою жизнь, но с каждым годом его любовь становилась сильнее. Отец был уверен в том, что, когда он уйдет из этой жизни, они с мамой вновь будут вместе. За последние годы он все больше терял интерес к окружающему миру, жил только одной мыслью - как бы скорее соединиться с мамой, и это было видно даже посторонним. Между родителями существовала очень сильная духовная связь, причем и до и после маминой гибели.
- Юрий Нагибин в своих "Дневниках", которые были изданы уже после смерти писателя, приводит слова вашего отца, якобы сказанные им сразу после гибели Ларисы Шепитько: "Это мне Гришка Распутин мстит. Не надо было его трогать". Элем Германович действительно сожалел о том, что решился на "Агонию"?
- От отца я никогда такого не слышал. Но, как и мама, он был абсолютно мистически настроенным человеком, даже еще больше, чем она. Тем более что со временем у него появилось больше возможностей ознакомиться с эзотерической литературой, которая стала выходить после того, как мамы не стало. Отец всю жизнь играл с запредельными состояниями человека, работал во время съемок с гипнотизерами, в частности с Вольфом Мессингом в той же "Агонии", обращался к такому персонажу, как Распутин. При этом он прекрасно сознавал, что эта игра опасна как для режиссера, так и для актеров. После "Иди и смотри" отец говорил, что он и его съемочная группа настолько далеко залезла в серу, заглянула в ад, что ее запах стал навязчив и пора бы остановиться. Отец мечтал экранизировать "Мастера и Маргариту", но обстоятельства не позволили его замыслу осуществиться. Точнее, даже не обстоятельства, а принципиальность и бескомпромиссность отца. Он не захотел прогибаться перед спонсорами, не согласился и снимать красивую сказку в Голливуде. Один из крупных голливудских продюсеров предлагал отцу продать сценарий фильма "Мастер и Маргарита", когда у него уже практически не осталось шансов снять картину самостоятельно, но он отказался. Лично я не уверен в том, что, оказавшись на месте отца, поступил бы так же. Да и вообще, покажите мне человека, который отказался бы от чека на миллион долларов, который выписывают у тебя на глазах? Но и папа и мама были людьми, купить которых было невозможно ни за какие миллионы.
- Свои лучшие фильмы Элем Климов создал после ухода из жизни Ларисы Шепитько. Возможно, каждую свою картину ваш отец продолжал снимать для нее, своей любимой женщины?
- Трагедия сильно закалила характер отца. Это особенно проявилось в 80-е годы во время съемок "Прощания", "Иди и смотри" и секретарства в Союзе. Хотя если бы мама была жива, то она бы поддержала отца на позднем этапе его жизни (по крайней мере, так думают все люди, близко знавшие моих родителей). Мама смогла бы уберечь отца от затворничества, ухода в себя, что случилось с ним в последние годы.
- У ваших родителей совпадали вкусы в отношении кино, литературы?
- По большому счету да. Родители обожали Чехова (в честь которого меня и назвали) и Достоевского. Что же касается кино, маме был ближе Бергман, отцу - Феллини.
- Отец часто рассказывал о маме?
- Мы с отцом были очень близки, и эта тема присутствовала в нашей жизни всегда. Хотя у меня была возможность жить отдельно, я старался жить вместе с ним, понимая, насколько для него это важно.
- Вы не захотели пойти по стопам своих родителей, почему?
- Я видел изнанку этой профессии, видел, насколько она жестока. К тому же у меня не было генетической тяги к кино, хотя кино я люблю, смотрю и, кажется, неплохо в нем разбираюсь. Сказался и тот факт, что есть слишком много примеров детей гениев, на которых природа, что называется, по полной программе отдохнула, и становиться одним из них мне вовсе не хотелось. Даже если бы у меня был талант режиссера, реализовать его мне было бы очень тяжело.
- Судя по воспоминаниям современников, Лариса Шепитько могла бы покорить Голливуд, ей предлагали снять там картину с большим бюджетом. Какое впечатление произвел Голливуд на вашу маму?
- Она общалась с Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Копполой. Подружилась и с Лайзой Минелли, гостила у нее в период, когда Лайза жила с Мартином Скорсезе. Наверное, мама была в шоке от нравов Голливуда, ее рассказы о Лайзе с бутылкой коньяка в одной руке и косяком в другой многим тогда запомнились. В Голливуде очень серьезно относились к Ларисе Шепитько как режиссеру. Однажды Коппола пригласил маму к себе в гости, чтобы показать несколько вариантов финала "Апокалипсиса" и посоветоваться, какой вариант предпочесть.
- Ваша мама в равной мере прекрасна и гармонична как в образе аристократки прошлых веков на портрете, так и в образе современной женщины-интеллектуалки. Какая эпоха, на ваш взгляд, идеально соответствовала личности Ларисы Шепитько?
- У Толкиена есть хорошая фраза: "Мы не выбираем те времена, в которые живем, но выбираем, что можем сделать с этим временем". Невозможно представить себе Чарли Чаплина, Андрея Тарковского, Хамфри Богарта или Одри Хепберн вне контекста их времени. Трудно сказать, как пел бы Владимир Высоцкий сегодня и как Лариса Шепитько снимала бы свое кино. К сожалению, пример моего отца показывает, что далеко не все художники смогли адаптироваться к реалиям российского дикого капитализма. А примеры других, сумевших приспособиться, красноречиво говорят о том, что многие погубили свой талант, разменяв его сами знаете на что.
НАШЕ ДОСЬЕ
Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. В 1963-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. Дебютировал комедией "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964). Создал полнометражный документальный фильм с игровыми эпизодами "Спорт, спорт, спорт", где снималась Лариса Шепитько. Посвятил ей короткометражный фильм "Лариса" (1981). Снял картину "Иди и смотри". Ушел из жизни 26 октября 2003 года.
Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артемовске на Украине. В 1955-м поступила во ВГИК, в 1963-м сняла первую картину "Зной". В 1963-м году вышла замуж за Элема Климова. Обрела известность в 1966-м благодаря фильму "Крылья". Главный приз Берлинского кинофестиваля за фильм "Восхождение" (1976). Погибла 2 июля 1979 года во время съемок фильма, получившим название "Прощание", который завершил Элем Климов. Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве.
Антон Элемович Климов родился в 1973 году. В 1995 году окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. Работал журналистом в центральных СМИ, освещая вопросы музыкальной жизни. Занимался пиаром музыкантов Линды и Михаила Шуфутинского. В настоящее время отошел от шоу-бизнеса, пишет прозу.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников