Олег Попов: Не линяет только солнечный зайчик

Многочасовая репетиция мэтра перед вручением премии «Легенда цирка» стала мастер-классом для всех артистов

Легендарный советский клоун Олег Попов не был в России почти четверть века. О причинах отъезда из страны вспоминать не хочет — говорит, так жизнь сложилась. А сейчас вернулся, потому что мечтает о возрождении русского цирка, хочет передать ему свой опыт. На торжественной церемонии вручения первой международной цирковой премии «Мастер» Попов должен был исполнить две репризы и получить награду в самой почетной номинации «Легенда цирка». Многочасовая репетиция накануне мероприятия стала мастер-классом для всех артистов.

Старая закалка советского цирка чувствуется до сих пор — несколько часов подряд клоун укрощал солнечного зайчика из своей знаменитой репризы. Сел-встал, сел-встал — и так десятки раз подряд. А между прочим, через месяц Олегу Попову исполнится 85 лет. Луч никак не хотел слушаться: то он был не такой яркий, то форма шалила, то осветители никак не могли запомнить путь, по которому перемещается коверный. «Сейчас все будет. Перепишем, сделаем», — успокаивали мэтра. «До утра будем репетировать!» — пригрозил Попов, для которого было очень важно, чтобы номер вышел идеально. Ведь многие россияне увидят его впервые... Хотя само имя клоуна Олега Попова живет и здравствует в нескольких поколениях зрителей.

Так и получилось: фирменная реприза Попова открывала гала-концерт в сочинском цирке 30 июня. Зал приветствовал мэтра стоя, а сам он плакал от счастья. Как потом признался Олег Попов, ему не столько важны награды и премии, коих у него огромное множество, — наиболее ценно для мастера то, что его помнит зритель. После выступления, уже без грима и знакомой кепки, в элегантном черном костюме, мастер рассказал о счастье, семье и о том, где он черпает вдохновение.

— Я очень счастлив и благодарен сегодняшнему залу. Слава богу, что я живой это увидел, потому что хорошие вещи всегда перед гробом говорят. Редко, чтобы зритель аплодировал артисту стоя за его сделанную работу. И главное ведь, что у многих я остался в памяти, хотя они видели меня 30 лет тому назад. Это было необыкновенно волнующе для меня. Просто фантастика!

О юбилее

— Мечтаю отметить свой юбилей в цирке, потому что это дом, где я родился. Здесь у меня много друзей, много товарищей. Думаю, это будет праздник не только для меня, но и для всех, кто работает в цирке. Еще мне очень важно посмотреть на молодых артистов, увидеть, кто будет на манеже, после того как наше поколение окончательно покинет арену.

О вдохновении и семье

— Силы и вдохновение берутся от бабушки и дедушки, от родителей. Но моя жизнь сложилась все-таки еще благодаря моей супруге. Это же какую надо было иметь смелость: когда мы встретились, мне было за 60 лет, а ей — 30!.. Но она решилась выйти за меня замуж. Вместе живем уже больше 20 лет. И я счастлив, что мне так повезло с семьей. Вообще считаю, что у кого семья в порядке — у того и работа ладится. Когда в семье плохо, это сразу на работе отражается.

О счастье

— Расскажу один комичный случай, еще из советских времен. Работаем мы в Чили на стадионе — 20 тысяч народу. И вдруг объявляют, что у меня сегодня день рождения. Весь зал запел «Happy Birthday to You», было очень трогательно. А потом в антракте приходит один человек и дарит конвертик. Открываю, а там чек, на котором было написано «один миллион». И была у нас женщина, которая руководила поездкой, она сразу: «Это государственные деньги!» Отдал ей, конечно. Что же я, с женщиной буду драться?.. На следующий день она с этим чеком пошла в посольство, ну и те, понятно, отправились с ним в банк — денежки хотели получить. Ох как же там смеялись! Все же думали, что получат миллион долларов, ну или хотя бы миллион песо... А там было написано «миллион счастья»!

О жизни

— Трудные времена у всех бывают. Это как рисунок кардиограммы: стрелка рисует кривую — скачет то вверх, то вниз. А если кривой нет, а есть только одна ровная полоса, значит, ты умер. И так во всем — и в технике, и в искусстве, и во многом другом. То мы вверх идем, то падаем. А если нет взлетов или падений... Поэтому не надо ровной линии! Пусть будет неровно, скачками — зато интересно!

Говорят, успех мужчины — это во многом заслуга женщины, которая с ним рядом. История знакомства Олега Попова и Габриелы Леманн (муж называет ее Габи) очень романтичная. «Это точно была любовь с первого взгляда», — смеется Габи. Она вообще очень улыбчивая, подвижная: пока Олег Константинович во время репетиции устраивал нагоняй осветителям, женщина успевала пританцовывать под музыку. Хотя она-то лучше всех знает, что ее муж вспыльчивый, иногда бывает даже резким.

Я люблю его такого, какой он есть, — рассказала она корреспонденту «Труда». — На самом деле Олег очень-очень добрый, у него теплая душа, он меня любит, а я его — и это самое главное.

— Как Олег Константинович настраивается на выступления, ведь это сильнейший стресс?

— Я думаю, для него это не стресс. Он очень любит свою профессию, любит зрителя, и это дает ему энергию. Конечно, мы сейчас не бываем по 10-11 месяцев на гастролях, а едем только туда, где нам нравится. Иногда даже не замечаем, в какой мы стране, потому что наша крыша, наш дом — это цирк. И неважно, где он находится — в Америке, России или Европе, — это такой микромир. Он везде одинаковый.

— А где вам больше всего нравится выступать?

— Многое зависит от организации, есть симпатичные директора, и мы с удовольствием к ним едем. Зрителей мы любим везде. На гастролях мы мало что успеваем посмотреть, потому у нас по два-три представления, а потом мы устаем и идем спать. Но Олег всегда чувствует, какая теплота идет от зрителей.

— В баварской деревне, где вы живете, знают, что Попов — великий клоун, что он из России?

— Да, знают и уважают. В нашей деревне, правда, всего 800 человек.

— А немецкий язык ваш муж выучил?

— Что вы! Как это всегда бывает, все делает женщина. То есть я ему перевожу. А Олег очень сильно занят цирком.

— Скажите, а почему у Олега Константиновича мизинец на одной руке красным лаком накрашен?

— Он юморист, говорит, что с таким мизинцем всегда знает, где у него лево, а где право.

— У вас история знакомства очень интересная: говорят, вы были его поклонницей, пришли за автографом, а он вас выделил из толпы...

— Все было не так. Я очень люблю лошадей. Как-то прочитала в газете, что приедет русский цирк и там будут выступать джигиты. Я и поехала посмотреть на них. Зал был битком, свободных мест просто не было. Олег меня из манежа увидел и попросил, чтобы вынесли стул из его гардеробной. В антракте пошла поблагодарить, но я же не говорила по-русски, поэтому жестами попросила автограф. А он посмотрел на меня своими голубыми глазами и попросил взамен телефон. В итоге со мной связался его переводчик, через которого Олег позвал еще раз прийти в цирк. А потом уже и сам позвонил — ничего не говоря, просто включил песню «I Just Called to Say I Love». С тех пор мы вместе...

Созвездие

Шесть великих клоунов

Карандаш (Михаил Румянцев, 1901-1983) родился в Петербурге. Начал с рисования афиш. В 1935-м поступил в Ленинградский цирк, откуда перешел в Московский цирк. Стал клоуном. «Опознавательный знак» Карандаша — шотландский терьер Клякса.

Юрий Никулин (1921-1997) родился в Смоленской области. Воевал, был зенитчиком, защищал небо Ленинграда, контужен, награжден несколькими медалями. В 1946-м поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша. Возникший там дуэт Никулин — Шуйдин просуществовал много лет и пользовался большим успехом в России и за рубежом. После смерти Шуйдина Никулин в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре, в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

Константин Берман (1914-2000) родился в семье дирижера циркового оркестра. В 14 лет с братом Николаем поставил номер «Акробаты-вольтижеры». Во время войны выступал в составе фронтовых бригад . Клоун создал образ важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. В разговорных репризах доходил и до политики.

Леонид Енгибаров (1935-1972) родился в Москве. В 1959-м окончил Государственное училище циркового искусства. Стал мимом, войдя в образ грустного шута — философа и поэта.

Юрий Куклачев (родился в 1949 году в Москве) с детства мечтал стать клоуном. Учился в ПТУ, по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь». Дебютировал в 1967 году на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, где стал лауреатом. С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом «Союзгосцирка». В феврале 1976-го впервые показал номер с домашней кошкой. В 1990 году открыл первый в мире частный Театр кошек («Кэт Хауз»).

Вячеслав Полунин (родился в 1950 году в Орловской области) учился в Ленинградском государственном институте культуры, затем — на эстрадном отделении ГИТИСа. В 1980-е создал театр «Лицедеи». С 1988-го живет в Англии, затем во Франции, выступает по всему миру.