МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ "ПОВРЕМЕНКИ"

У повременной оплаты телефонных разговоров есть противники и сторонники - настолько убежденные и горячие, что обстановка вокруг предмета спора изрядно накалена. Пытаясь разобраться, с чем едят эту самую "повременку", мы не раз обращались к опыту тех регионов, где новая система уже действует.На этот раз наш корреспондент побывал в Ярославской области. Опыта здесь, как говорится, не занимать: новая система оплаты работает уже седьмой год.

Говорят, когда в Ярославле в 1995 году начали вводить повременку, опасались и те, кому предстояло платить за каждую минуту разговора по телефону, и те, кто рассчитывал тарифы, и те, кто собирал плату, в общем, почти все. За исключением узкого круга очень состоятельных граждан.
Чего опасались? Абоненты - того, что в среднем придется больше платить, что будешь вынужден в итоге говорить по телефону телеграфным стилем - "Все здоровы - целую - пока". Власти - народного недовольства, которое может добавить им забот. Разработчики тарифов - новизны и беспрецедентности предстоящей работы.
Ждали потока выяснений и разбирательств клиентские службы ОАО "Яртелеком". На "выдох" ушло около года, поскольку на новую систему разные типы АТС переводились поэтапно. Однако уже в первые месяцы отметили неожиданный поворот: сервисная служба стала получать письма следующего содержания: "Очень прошу, - переведите меня на "повременку!" Это были письма от инвалидов, пенсионеров, одиноких пожилых людей - социально уязвимой категории населения, реакция которой при переходе на новый способ оплаты и беспокоила больше всего.
- Поначалу сработал психологический фактор, и пользователи стали стараться меньше говорить по телефону, - рассказывает замгенерального директора компании "Яртелеком" Александр Бойко. - Люди "ждали счетов". В результате с 1 июля 95-го по 1 ноября 97-го года по Ярославлю мы недополучили доходов 1132,6 тыс. рублей, в том числе от населения - 821,4 тысячи.
Однако эта ситуация связистов не обескуражила. Во-первых, было очевидно, что период "тревожного выжидания" не может длиться вечно. Во-вторых, проявился и положительный эффект: введение единицы расчета оказалось действенным рычагом для управления нагрузками на сети. В рабочие часы минута разговора стоит дороже, и многие ярославцы для несрочных бесед стали предпочитать вечера. А срочные звонки, как правило, много времени не отнимают. Уменьшилась нагрузка на линии, стало легче дозвониться, стала качественней и устойчивей связь. Это отметили и связисты, и пользователи. Что же стало, когда период выжидания завершился?
- Исследования показали: сегодня уже различные категории пользователей - и бизнесмены, и пенсионеры, и молодежь - сколько говорили по телефону, столько и говорят. Если занимал человек телефон по 12 минут в день (в среднем), - так и продолжает, но платит за это даже меньше, чем при абонентской плате. А "говорливые" либо смирились с расходами на свои привычки, либо стали лаконичнее, перенесли разговоры на более "дешевые" часы, что повлекло перераспределение трафика, - констатирует Александр Бойко.
Но это - мнение хотя и специалиста, но все-таки лица заинтересованного. А как же приняли новшество абоненты, население?
Вот что говорит Валентина Михайловна Зубарева, как она представилась, "пенсионер со стажем": "Не скажу, что когда заговорили о "повременке", мы все были в восторге. Хорошо, что по "Шансу" (местная радиостанция. - Прим. корр.) разъясняли, почему именно такие тарифы, как и куда платить, и так далее. Сейчас вообще-то неплохо: платим практически столько же, как и при абонентской системе, а летом экономия - счета за разговоры не приходят".
...Через несколько месяцев после нововведения в городе был проведен социологический опрос квартирных абонентов с тем, чтобы выяснить их отношение к новой системе оплаты. На вопрос: "Устраивает ли вас повременная система оплаты телефонных разговоров?" - 85,2 процента респондентов ответили утвердительно. По словам местных специалистов из службы изучения общественного мнения, около 53 процентов населения платят за телефон меньше, чем при абонентской системе оплаты. В среднем получается 50-60 рублей в месяц. Льготники платят вдвое меньше, а льготы имеют 40 процентов от общего количества квартирных абонентов.
В ярославской "повременке" за основу тарифных расчетов взят безлимитный принцип, когда абонент оплачивает каждую конкретную минуту разговора. Стоимость одной минуты разговора для городского населения и организаций сегодня - 7 копеек, для тех, кто живет в сельской местности, - 6. В течение суток применяются временные коэффициенты: 1,2 - в рабочие дни с 9 до 17 часов, 0,6 - в рабочие дни с 23 до 9 утра, а в субботу и воскресенье - круглосуточно. При наборе телефонных номеров экстренных служб, справочных города и междугородной телефонной сети время разговора не учитывается.
На сегодняшний день "повременка" действует в самом Ярославле, Рыбинске, Тутаеве, Ростове, Гаврилов-Яме, а также в некоторых поселках области - всего около 214 тыс. абонентов (из них домашних телефонов - 183,7 тыс., или 76,1 процента от общего числа). В городской телефонной сети этот показатель выше - 86,2 процента.
Среди граждан, опасающихся повсеместного введения "повременки", обычно немало "интернетчиков" - стоимость общения с глобальной сетью и без того существенна для среднего россиянина.
На знаменитой своими видами набережной Ярославля разговариваем с группой молодых людей. Спрашиваю: пользуются ли они Интернетом. Да, у некоторых из них компьютер есть дома, у кого-то - на работе. Интересуюсь, как "повременка" отразилась на стоимости услуг. Большинство относятся к нововведению спокойно: "Как платили, так и платим, может быть, чуть больше". И добавляют: "Но Интернет того стоит".
В 1995 году в Ярославле вообще не было интернет-пользователей. Сегодня в областном центре таковых зарегистрировано около пяти тысяч - для города масштаба Ярославля неплохо. В 2000 году здесь начали активно строить обходные выделенные линии - специально для Интернета. Сигнал, идущий по ним, не "загружает" обычную городскую сеть и, конечно, не тарифицируется повременно. На эти линии в Ярославле возлагают серьезные надежды. Связисты уверяют, что с их вводом число интернетчиков резко возрастет.
Как считает заместитель главы ярославской области Сергей Буров, и в других областях так или иначе придут к пониманию необходимости перехода на "повременку", потому что без такого рыночного инструмента можно забыть и о внедрении новых технологий, и о развитии существующих линий связи...