Новости
Главная Жизнь 01:01 03 Августа 2001 125
ДАНА КОМАНДА НА ВЗЛЕТ
В конце июля в российской гражданской авиации произошло знаковое событие. Глава авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев во время интернетовской пресс-конференции заявил: "Программа модернизации и обновления парка авиакомпании предполагает постепенный вывод
Яковлев Анатолий

Проще всего эту позицию объяснить патриотическим поступком соотечественника, вставшего на защиту российского авиастроения. Но при рыночных отношениях за всяким заявлением стоит трезвый экономический расчет. Именно он наглядно убеждает, что действительно выгодно делать ставку на современные российские гражданские самолеты.
Вот недавний документ межведомственной рабочей группы по анализу эксплуатационных характеристик отечественных и зарубежных воздушных судов. Сравнивались данные лайнеров Ил-96-300, Ту-204, Ту-154М, а также их зарубежных аналогов - американских Боингов -737, 767,777 и европейского А-310. Естественно, выводы свои специалисты (это были представители отечественной науки, испытатели и конструкторы ильюшинской и туполевской фирм) делали по результатам эксплуатации в российских авиакомпаниях. Так вот: оценка уровня надежности Ил-96-300, Ту-204 и их зарубежных аналогов свидетельствует, что показатели наших машин ни в чем не уступают западным. А как быть с заявлениями некоторых авиационных "тузов", ориентирующихся на закупки иностранной техники, о разном уровне надежности российских и зарубежных судов? Это, как считает рабочая группа, объясняется просто различиями в системах сбора и обработки информации об отказах.
Кстати, о надежности. Как-то незаметно, в узком кругу недавно прошли в Аэрофлоте торжества по поводу 20-летия эксплуатации первого советского аэробуса Ил-86. Добавим, что он на всех отечественных линиях третий десяток лет летает без аварий. Это достижение уникально. Рассказывают, что когда с этим юбилеем решили поздравить генерального конструктора Г. Новожилова, он замахал руками: "Мужики, стучите по дереву. Есть одна у конструктора мечта - прожить жизнь, так и не узнав о происшествии с Ил-86". Живите долго, Генрих Васильевич!
В чем действительно есть существенная разница, так это в себестоимости летного часа. Анализ эксплуатации судов в ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" привел экспертов к выводам, которые для многих оказались неожиданными. Оказалось, что эксплуатация нашего Ил-96-300 обходится в два раза дешевле, чем Боинга-777, в 1,7 раза - чем Боинга-767, и в 1,4 раза - чем А-310. Что касается Ту-154М, то тут тоже счет в нашу пользу - эксплуатация Б-737 дороже в 1,6 раза. Если сравнивать с Ту-204, то ножницы цен еще больше.
Как же получилось, что некогда крупнейшая авиационная держава сдала позиции под напором западных конкурентов? Дошло до того, что в прошлом году авиапредприятия России продали меньше десятка гражданских самолетов. Меж тем мощности производителей Илов и Ту позволяют выпускать более ста машин в год. Парадокс - при наличии производственных мощностей, конкурентоспособных моделей и рынка сбыта предприятия авиастроителей и смежников сократили производство, а то и встали.
Тяжелый кризис, поразивший отечественные заводы в начале 90-х, стал следствием распада авиастроительного комплекса и сворачивания господдержки отрасли. Принятая в то время федеральная программа развития российской авиатехники финансировалась от силы на 20 - 30 процентов, а бюджетное финансирование закупок гражданской авиатехники практически прекратилось. Мало того - со временем с подачи правительства некоторые авиакомпании, свернув закупки российских машин, получили возможность на льготных условиях через западные лизинговые компании приобретать зарубежные самолеты. В итоге на начало прошлого года, по сведениям Счетной палаты РФ, четверть летного парка Аэрофлота составляла иностранная техника. Потери федерального бюджета только за счет освобождения ввозимых машин от таможенных платежей исчислялись сотнями миллионов долларов. Из-за закупок западных лайнеров, аналоги которых есть в России, отечественный авиапром лишился заказов на сумму свыше 1,2 миллиарда долларов. Печальные плоды этой недальновидной политикипожинают теперь сотни тысяч специалистов отрасли, вынужденных искать другую работу.
По данным Федеральной службы воздушного транспорта РФ, около 70 процентов самолетного парка скоро подлежит списанию. Соответственно, в ближайшие 10 - 15 лет авиакомпаниям потребуется свыше тысячи новых самолетов. Если заказ получат российские заводы, то будет шанс восстать из пепла.
Что же требуется сегодня? Как показывает опыт крупнейших держав, авиаперевозчикам и производителям нужна программа государственной поддержки лизинга отечественных самолетов. Суть проста: лизинговая компания покупает самолет у завода (к слову, Ил-96-300 стоит 30 - 35 млн. дол., а его аналог Боинг-767 - до 90 млн.), а потом передает машину авиакомпании. Та в течение 8 - 10 лет ежемесячно выплачивает арендные платежи, после чего самолет, как правило, переходит в собственность перевозчика. По подобной схеме в мире эксплуатируется до 80 процентов воздушных судов. Некогда и у нас функции лизинговой компании выполнял советский Аэрофлот, который покупал технику у государства и распределял по своим авиапредприятиям. Но после распада единой компании образовалась порочная замкнутая цепочка: у предприятий нет денег на покупку самолетов, а у производителей - на их производство.
Разговоры о создании лизинговых компаний в России шли пять лет. Дело сдвинулось лишь в 2001 году, когда в послании федеральному собранию президент призвал переориентировать экономику с добычи сырья на выпуск высокотехнологичной продукции, к которой относится и авиатехника. В марте правительство РФ наконец приняло принципиальное решение о поддержке лизинговых сделок. Государство намерено предоставлять гарантии на 85 процентов кредитов, выдаваемых для этих сделок банками. Они в свою очередь готовы кредитовать авиапром под 13 - 14 процентов годовых в валюте. Однако экспертами подсчитано, что продажа самолета в кредит экономически оправдана, если банковский процент не превышает 11 пунктов. Поэтому государство должно еще погасить банкам эти недостающие 2 - 3 процента, а это требует внесения изменений в законодательство.
Время думать и о пересмотре фискальной системы. На Западе 80 процентов самолетов продается по лизинговым схемам, с регистрацией лайнеров в странах, где минимальное налогообложение. Это ставит наших производителей в заведомо неравные условия, так как регистрация самолетов в России повышает их стоимость на 8 - 10 процентов за счет налогов прямого действия.
Итак, власть заявила о желании помочь авиапрому выйти из кризиса. Осталось благие намерения подкрепить делом. Сроки лизинговых операций, а значит, и спасения российского самолетостроения, зависят от того, как скоро договорятся правительство и парламент.
Между тем в отношениях перевозчиков и авиастроителей наметились перемены. Во всяком случае "Сибирь", "Дальавиа" и ряд других компаний твердо заявили о курсе на закупку отечественных лайнеров. А инвесторы уже проявили интерес к новым методам поддержки авиапрома. Быстро растет капитализация лизинговых компаний - так, в ЗАО "Ильюшин Финанс Ко" она превысила 120 млн. долларов, в ЗАО "Финансовая лизинговая компания" - 50 млн. долларов.
В конце июля ВЦИОМ провел опрос 1200 пассажиров в аэропортах крупнейших российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Вот как распределились ответы на вопросы, касающиеся нашей гражданской авиации.
Если будет выбор, то на каких российских и зарубежных самолетах вы предпочтете летать (можно было назвать одну или больше машин)?
1. Самолеты семейства "Ильюшин" 41,3%
2. "Туполев" 30,9%
3. "Аэробус" 24,1%
4. "Боинг" 37%
Как вы думаете, являются ли отечественные самолеты достаточно надежными по сравнению с зарубежными аналогами?
1. Да 44,7%
2. Нет 28,5%
3. Затрудняюсь ответить 26,8%
Известно ли вам, что закупки зарубежной авиатехники оборачиваются большими потерями для бюджета, разрушением промышленности и ростом безработицы?
1. Да 73,1%
2. Нет 17,6%
3. Затрудняюсь ответить 9,3%
Готовы ли вы поддержать программу правительства по строительству самолетов нового поколения или лучше на эти деньги купить зарубежные самолеты?
1. Следует поддержать российское авиастроение 85,1 %
2. Закупать зарубежную авиатехнику 6,5%
3. Затрудняюсь ответить 8,4%

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 5973
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5176
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4910
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4617
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 4563
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 4531
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 4110
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 4004
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 3947
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3863
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?