ОШИБКИ В ДЕБЮТЕ

В МПС России состоялся брифинг по вопросам обеспечения поставок топлива к осенне-зимнему отопительному сезону в Приморье.Заместитель министра путей сообщения Сергей ГРИШИН рассказал о мерах, которые принимаются заинтересованными министерствами и ведомствами по выполнению утвержденного правительством графика транспортировки угля для энергосистем Дальнего Востока.

К двум нашим вечным вопросам - "кто виноват?" и "что делать?" - с недавних пор прибавился третий: кто кому должен?. Выяснение финансовых отношений нередко приобретает межведомственный характер. На этом уровне затянувшиеся дебаты между энергетиками, железнодорожниками и угольщиками привели к тому, что на железнодорожных станциях от Владивостока до Хабаровска образовался затор из неразгруженных составов с углем, предназначенным для приморских электростанций.
Разгрузка идет очень медленно. Энергетики не справляются с нарастающими поставками. В настоящее время на Дальневосточной железной дороге в режиме ожидания находятся более тысячи вагонов.
Сложившаяся ситуация напоминает шахматную партию, в которой ошибка, сделанная в дебюте, на первый взгляд незаметная, сказывается со всей очевидностью не сразу, а спустя несколько ходов, уже в середине игры.
Энергетики практически до самого последнего времени испытывали серьезные финансовые затруднения. Поэтому предоплата угольщикам за твердое топливо поступала не вовремя и не в полном объеме.
Шахтеры, припомнив энергетикам их "веерные отключения", поступили аналогичным образом. Они стали отгружать уголь дозированно: есть деньги - получите уголек, нет денег - отдыхайте.
Однако беда в том, что крайними при этом могут оказаться приморцы, большинство из которых ведать не ведает обо всех этих "разборках".
В мае и июне приморские энергетики получили угля гораздо меньше, чем было предусмотрено планом. За последние три месяца недопоставка его в регионы страны составила 4,5 млн. тонн, в том числе на Дальний Восток - 1,1 млн. тонн.
Завоз твердого топлива в Приморье финансирует РАО "ЕЭС России". Чтобы исправить положение, оно вынуждено было взять кредит в размере 1 млрд. рублей в Сбербанке России. Кроме того, АО-энерго получили крупные ссуды в других банках. Кредиты уже перечислены или находятся в стадии оформления. Сегодня всем ясно, что проблема оплаты угля и его транспортировки будет решена.
И уголь буквально хлынул в Приморье. Но теперь из-за крайне неравномерного поступления его в предыдущем квартале возникает реальная угроза дефицита порожних вагонов, шахтерам не во что будет грузить уголь.
Заместитель министра Сергей Гришин привел такую июльскую динамику. Плановое задание - разгрузить 180 вагонов в сутки. Выгружалось же в первой декаде среднесуточно 172 вагона, а во второй - 170. В третьей декаде выгрузка увеличилась до 300 вагонов в сутки, но при этом 200 вагонов ожидали своей очереди.
По мнению С. Гришина, угольщики и железнодорожники в состоянии загружать и доставлять на станции РАО "ЕЭС России" каждый день по 500-570 вагонов. При таких объемах можно относительно быстро наверстать упущенное, а затем, планомерно распределив перевозки, добиться равномерного ритма поставок.
Однако большой вопрос: справятся ли с такими объемами энергетики? Базовые причины энергокризиса в Приморье не ликвидированы. Запасы твердого топлива в крае составляют лишь 25 процентов. Энергокомпании региона не выполнили программу по ремонту оборудования. Остаются пока проблемы и с текущими платежами.
С. Гришин сообщил, что в ближайшие дни выполнение графика поставок угля на Дальний Восток возьмет под контроль совместная комиссия МПС, Минэнерго и РАО "ЕЭС России". Такое решение было принято 31 июля на созванном по инициативе МПС совещании заместителей руководителей трех ведомств. Специально созданная межведомственная комиссия будет отслеживать выполнение взаимных обязательств, достигнутых между железными дорогами, угольными предприятиями и региональными энергокомпаниями по обеспечению накопления запасов топлива. В комиссию вошли: от МПС - Сергей Гришин, от Минэнерго - Иван Матлашов и от РАО "ЕЭС России" - руководитель департамента топливного обеспечения Юрий Долин.
Задача поставлена правительством жестко: до 1 октября на станциях РАО "ЕЭС России" необходимо накопить в общей сложности 20,5 млн. тонн топлива. Чтобы выйти на этот показатель, надо в августе и сентябре поставить 11 млн. тонн.
По словам Гришина, с учетом корректировки объемов перевозок других грузов, МПС может задействовать для доставки угля на Дальний Восток дополнительно три тысячи полувагонов. Это позволит увеличить интенсивность поставок примерно на четверть, что вполне достаточно.
Предполагается, что межведомственная комиссия будет сопрягать свою деятельность с работой антикризисного штаба по подготовке к осенне-зимнему максимуму при краевой администрации.
Конечно, в экстремальных ситуациях комиссии и штабы - дело нужное и полезное. Но они могли бы и не потребоваться, если бы в Приморье несколько лет тому назад не закрыли почти все угольные шахты. К примеру, в 1998 году (в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда) были закрыты шахты Артема и Партизанска. Причина - нерентабельность. И в этом случае ошибки в дебюте пагубно сказались в середине игры. Уголь, завозимый в Приморье с расстояния, скажем, в три тысячи километров, обходится значительно дороже того, который могли бы поставлять опрометчиво закрытые местные шахты.
Краю необходима собственная топливная и энергетическая база. Тогда он не будет зависеть от поставок топлива из других регионов.
Как заявил С. Гришин, МПС, являясь крупным потребителем электроэнергии, безусловно заинтересовано в развитии топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока, включая разработку угольных месторождений и окончание строительства Бурейской ГЭС.
Он считает, что консолидированными усилиями можно изменить ситуацию, не допустить повторения энергетического кризиса в Приморье.