Я ВАЗ ЛЮБЛЮ

2. ЧТО ТАКОЕ "РУССКАЯ РАБОТА"
Сразу придется признаться: без иностранной помощи наш

2. ЧТО ТАКОЕ "РУССКАЯ РАБОТА"
Сразу придется признаться: без иностранной помощи наш автопром не выживет. Нет, не из-за отсутствия денег или, допустим, свежей конструкторской мысли, не говоря уже о технологической отсталости. Есть еще один важнейший фактор: мы даже не представляем себе в полной мере, как плохо работают многие российские предприятия!
Приведу свежий пример. В Тольятти, как известно, готовится к выпуску российско-американская "Шевроле-Нива" - небольшой современный джип, от начала и до конца сконструированный специалистами "АвтоВАЗа" (есть, значит, в России дельные конструкторы!). Американская "Дженерал моторс", оценив высокий потенциал российской новинки, в том числе экспортные возможности, "вошла в долю" и дала деньги для постановки на конвейер: покупку или изготовление оборудования, прессов и штампов, их установку, наладку... После создания СП американские специалисты к тому же объездили все российские предприятия - поставщики материалов и комплектующих, проверили готовность к совместной работе, где надо, помогли наладить производство. 23 сентября пуск конвейера, и сегодня все подчинено этой цели.
А недавно там, на совместном предприятии, был изготовлен первый "пилотный" автомобиль, на котором проверяется готовность всех производств к массовому выпуску. Поставщики отгрузили для него нужные детали и узлы. Работники ВАЗа провели полный контроль поставок (это входит в технологию сборки "Шевроле-Нивы"), изготовили силовой агрегат, сварили и покрасили кузов. Весь машинокомплект до последнего винтика был передан в СП, и там уже его работники (прошедшие специальное обучение) собрали автомобиль. По нашим, российским, понятиям это был очень хороший автомобиль, сделанный с максимальным старанием, на мировом конструкторском уровне, по самым современным технологиям...
А потом пришли американские специалисты по качеству и насчитали на машине... 190 дефектов!
Но не спешите костерить "АвтоВАЗ" - это вся наша экономика так работает: 70 процентов комплектующих изготавливаются вовсе не на ВАЗе, а на различных (как правило, лучших!) предприятиях по всей России. От эстонцев я как-то услышал: "русская работа". Это - когда сделано в спешке, на живую нитку. Но в данном случае имела место даже не обычная халтура, а так, "мелкие недоделки", когда "кто-то кое-где у нас порой" и так далее. Мы уже привыкли, сроднились - миримся. Не секрет, что самая популярная на российских автомобилестроительных заводах фраза: "На безопасность эксплуатации не влияет - значит, сойдет!" (и так не только в автомобилестроении).
Спешу, однако, успокоить сентябрьских покупателей нового джипа. Во-первых, из почти двух сотен дефектов на "пилоте" нормальный покупатель заметил бы не более трети, и те наверняка счел бы малосущественными. Во-вторых, "пилот" собирается именно для того, чтобы на нем отработать до мелочей (если потребуется, изменить) технологию изготовления каждой детали и всего автомобиля в целом. Чтобы при последующем массовом производстве даже малый брак оказался невозможен: конструкция и технология не позволят, не должны позволить. Именно такой "доводкой" уже давно готового, по сути дела, джипа занимаются сейчас "АвтоВАЗ", его поставщики, американцы - все участники проекта "Шевроле-Нива".
А на самом заводе в результате такой совместной работы с американцами родилась небывалая идея: "перезапустить" все семейство "десятки" - автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112.
Здесь требуется пояснение. "Десятка" - хороший, вполне современный автомобиль по всем основным параметрам. Скоростные возможности, "приемистость", управляемость, экономичность, экологичность, безопасность и т.д. не отличаются от иномарки того же класса. Технология выпуска уже достаточно хорошо отработана: затраты завода на гарантийный ремонт "десятки" составляют в пересчете на 1 автомобиль всего 31 рубль. Машина получила признание российского покупателя: уже второй год завод не знает проблем с ее реализацией - расхватывают, "как горячие пирожки".
Но всем понятно: тех же американцев из СП с их стандартами качества к "десятке" лучше не подпускать. Конечно, подавляющее большинство дефектов, которые они насчитают, может показаться мелочью, пустяком, не стоящим внимания. Но согласитесь: часто именно этими "пустяками" и отличается хороший (иностранный) автомобиль от отечественного. Не будем вспоминать машины естественным образом почившего в бозе АЗЛК, но и лучший в стране автомобильный завод - "АвтоВАЗ" тоже небезгрешен. Здешние специалисты всегда признавали: лучший "жигуленок" - это машина, уже отходившая гарантийный срок: все детали приработались, дефекты проявились и устранены. Теперь катайся без проблем.
"Десятка" задумывалась как автомобиль иного качественного уровня, но на конвейер-то ставилась еще "по-советски". Проблему осложняла необходимость срочного ухода от иностранных поставщиков (или ставших "иностранными"), которые "задирали" цены. В итоге дорабатывать конструкцию и технологию пришлось уже не в опытно-промышленном производстве, а на главном конвейере. Исправлено было немало, но страшно даже представить, сколько отборного мата в адрес ВАЗа звенело на российских просторах в этот период доводки от владельцев его автомобилей.
Сегодня ситуация с качеством "десятки" совсем иная, но теперь "АвтоВАЗ" и вовсе будет "перезапускать" эту машину, чтобы превратить ее из "хорошей, но отечественной" - в просто хорошую. В опытно-промышленном производстве появится как бы "малый конвейер", на котором проверят и "доведут до ума" каждый пресс и штамп, пройдут новую проверку на качество (с доработкой конструкции или технологии) все комплектующие от поставщиков. То есть до конца нынешнего года "десятка" пройдет тот самый "американский" путь, по которому уже движется "Шевроле-Нива". И в конечном итоге из ворот "АвтоВАЗа" выйдет уже не одна, а две машины мирового уровня качества. А это дорогого стоит!
Конечно, такая процедура не помешала бы и другим моделям. Но проще заменить устаревший модельный ряд. ВАЗ надеялся, что в этом поможет концепция развития российского автопрома. Увы...