СЕДИНА УКРАШАЕТ НАЦИЮ

Структура типичной китайской семьи, в буквальном смысле выросшей из недр проводимой в КНР на протяжении последней четверти века политики ограничения рождаемости, напоминает перевернутую пирамиду - 1+2+4, то есть ребенок, его родители плюс бабушки и дедушки.

За годы реформ рождалось меньше детей, непрерывно рос уровень жизни огромного по численности населения, и соответственно увеличивалась продолжительность жизни. Все это привело к тому, что Китай уверенно вошел в разряд стареющих наций.
Согласно критериям ООН, к таковым относятся страны, где удельный вес лиц старше 60 лет превышает 10 процентов, причем 65-летних жителей насчитывается не меньше 7 процентов. Результаты проведенной в конце 2000 года пятой всекитайской переписи населения показали, что азиатский исполин полностью соответствует этим параметрам. Более того, число престарелых китайцев ежегодно увеличивается в среднем на 3,2 процента и, как ожидается, к 2015 году превысит 200 млн. человек. Еще через 25 лет эта цифра удвоится, тогда, как утверждают эксперты, в категории престарелых будет входить каждый четвертый житель страны. Таким образом, всего лишь за два десятилетия Китай прошел путь, занявший у развитых западных стран не менее столетия.
Особенно быстрыми темпами стареет население китайских городов - в Пекине, например, доля 60-летних горожан превышает 12,5 процента. В Шанхае аналогичный показатель еще выше - 18,4 процента, а тех жителей этого крупнейшего китайского мегаполиса, кому уже за восемьдесят, насчитывается сегодня без малого 300 тысяч человек.
Стремительный, разве что не обвальный рост численности армии престарелых оказывает все более ощутимое воздействие не только на демографическую ситуацию, но и на все социально-экономическое развитие КНР. В ближайшие полвека Китай столкнется с проблемой не дефицита рабочей силы, а ее несбалансированности. Это, в свою очередь, затронет все без исключения сферы жизни китайского общества - от модели экономического роста, схемы распределения доходов и системы социального обеспечения до морально-этических принципов и представлений о семье и браке, утверждает директор НИИ проблем народонаселения Академии общественных наук Китая Тянь Сюэюань.
Разумеется, власти КНР не сидят сложа руки перед нарастающей "седой угрозой". В государственных ведомствах и исследовательских учреждениях ведется серьезная проработка оптимальных ответов на грядущий демографический вызов. Эксперты единодушны в том, что, поскольку проблема старения касается каждого, решать ее необходимо сообща - подход вполне типичный для Китая с его многовековыми традициями чинопочитания и уважения старших. Достаточно сказать, что в структурах правительств различных уровней действуют специальные комитеты по делам тех, кому за 60.
В ближайшие год-два предполагается, в частности, подвести прочную юридическую основу для такой работы - принять целевую государственную программу по защите прав престарелых граждан. Периодически в Китае разворачиваются массовые кампании под лозунгом "Любите своих родителей!", призванные повысить чувство ответственности детей за обеспечение достойной старости своих состарившихся отцов и матерей.
Важным направлением работы по разрешению проблем седовласых жителей определено развитие инфраструктуры досуга лиц преклонного возраста и ухода за ними. В прошлом году министерством гражданской администрации КНР принята рассчитанная на пять лет соответствующая программа, в рамках которой предусматривается обновление имеющихся и возведение новых, современных пансионатов, домов и центров досуга престарелых. На эти цели из бюджетов местных правительств и за счет добровольных пожертвований уже ассигновано порядка 10 миллиардов юаней (1,2 млрд. долларов).
По мнению социологов и специалистов-демографов, своевременное и неукоснительное выполнение всех этих мероприятий позволит Китаю если и не избежать полностью, то, по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия надвигающейся "седой угрозы".