КАКОЕ СЧАСТЬЕ - ПОШЕВЕЛИТЬ ПАЛЬЦЕМ

Видеть, как кисть твоей руки отлетает от тебя и из того места, где она только что была, хлещет кровь, - согласитесь, зрелище не для слабонервных. Двадцатидевятилетний кишиневец Геннадий Применчук оказался из неробкого десятка.А все произошло мгновенно. Заправив в свой отечественный токарный станок диск от "болгарки", которой мастера режут металл, Геннадий решил поэкспериментировать, чтобы ускорить процесс изготовления болванок.

Моментально набравший обороты - три тысячи в минуту - агрегат тут же отторг чуждый ему диск, и тот с бешеной скоростью отлетел в сторону. На пути смертоносной детали и оказалась рука Геннадия. Доля секунды - кисть срезало, словно стебелек острой бритвой.
Произошло это на глазах у товарищей по цеху. Все оцепенели. Один только Геннадий не растерялся и начал отдавать резкие, отрывистые команды друзьям: иначе их не привести было в чувство. Первым делом - перетянуть крепко-накрепко обрубок ремнем. Второе - звонить в "скорую". Обложить руку льдом - это уже врачи совет дали. В Кишиневе в те дни жара стояла за тридцать, все от нее изнывали, и любой "холод" (даже бутылка воды) был дефицитом. Кто-то крикнул: "Срочно в бар!"
Цех, в котором Геннадий трудился, в самом центре столицы находится. Бармены, узнав, для какой цели надобно изъять "золотой" запас льда, выгребли все подчистую. К приезду "скорой" обрубок уже лежал в чистом целлофановом пакете среди ледяной крошки...
В больнице все уже было готово к операции. Более восьми часов одновременно две бригады из шести человек - микрохирурги, травматологи, анестезиолог и медсестра - кропотливо трудились, распутывая, соединяя, сшивая мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Руководил действиями эскулапов доктор медицинских наук, хирург высшей категории Анатолий Калистру.
Это он потом скажет, что стечение обстоятельств в тот день "работало" на парня. Необычная оперативность - с момента несчастья до начала операции всего минут двадцать прошло. Ну и главное - слаженная работа врачей. Все действовали, словно единый механизм, мгновенно, без слов понимая друг друга, - в подобных случаях секунды решают...
Кисть водворили на место. Она срослась. Рука у парня пока скована специальным каркасом и повязками, однако пальцами он уже шевелит, испытывая от этого, как сам выразился, небывалое счастье.
До полного выздоровления еще далеко. Диск у "болгарки" миллиметра три шириной, да и шершавый к тому же. Рана отнюдь не гладкой оказалась - разорваны мышцы, нервы, разлетевшиеся микроосколки кости слегка укоротили ее. Теперь Геннадию предстоит новая операция, может, и не одна. Врачи будут наращивать кость парню. Чтобы рука не стала короче, поработают еще и с мышцами, нервами, сосудами. Затем ему предстоит учиться владеть рукой. А это не просто.
- Гарантировать, что рука восстановится полностью, - констатирует с сожалением Анатолий Калистру, - мы не можем. Процентов на восемьдесят - наверняка. А дальше решат время и характер пациента.
Об одном еще с огорчением говорит хирург. Операцию Геннадию делали в больнице скорой медицинской помощи, где отделение микрохирургии оснащено современным оборудованием. Но это лишь по меркам Молдавии: для западных коллег оно, увы, давно уже устарело. Микроскоп, без которого такая операция немыслима, вроде и не такой уж ветхий. Однако по нагрузке - она у прибора куда выше нормативной - давно пора бы ему "на пенсию". Да где взять 30-40 тысяч долларов - дешевле микроскопы такого класса не бывают, да и те уже практически вчерашний день? Вот и ремонтируют без конца старый, чтобы иметь возможность восстанавливать лучшее создание природы - человека.
Сейчас Геннадий временно находится дома - койко-место недешево стоит. Хотя и сделали уникальную операцию практически бесплатно - мать Геннадия, Полина Илларионовна, внесла в кассу лишь около 360 лей (менее тридцати долларов).