"ОБОРОТНИ" ПРЕДПОЧИТАЮТ НАЛИЧНЫЕ

Дорогую "хонду" Бориса Дубовика угонщики не смогли завести, но это не стало для них препятствием. На буксире автомобиль оттащили в специальный отстойник, где надежно припрятали.

Через несколько дней к старшему следователю Бежицкого РОВД Брянска Евгению Ефременкову заглянули Олег Романенко и Сергей Миронов. Два экспедитора пришли с деловым предложением, которое сулило немалый прибыток всей новоиспеченной бригаде. Угнанные машины угонщики довольно часто предлагают для выкупа их же владельцам. Но в этом случае нужно знать адреса потерпевших. А для милиционеров получить такие сведения - пара пустяков. Романенко и Миронов предложили старшему следователю простую и почти безопасную на первый взгляд роль: связываться с теми, у кого угнали автомобили, и предлагать им выкуп их же собственности. Разумеется, такое предложение экспедиторы могли делать только тому человеку, которому доверяли, - сообщнику.
Ефременков решил, что лучше подыскать еще одного посредника для скользких сделок. Хорошо, если это будет коллега из отдела, который занимается раскрытием угонов. Выбор пал на оперативного уполномоченного РОВД В., который показался ему готовым для грязной игры. Однако тот сразу же направился с докладом к начальству. Со старшим следователем решили поиграть в кошки-мышки. В. должен был сделать вид, что соглашается на его криминальное предложение. Вскоре Ефременков предложил оперу связаться с хозяином "хонды" и потребовать выкуп - 4400 долларов. В. так и сделал. Пригласив владельца иномарки, он сказал, что на него вышли некие люди, предлагающие вернуть машину за вознаграждение. Борис Дубовик смутился, но не отказался. Потом он объяснил свое решение так:
- Да потому, что был уверен, что вся милицейская система насквозь пронизана коррупцией и жаловаться на какого-то опера бессмысленно. Посмотрите, какая низкая раскрываемость угонов. А вот выкуп машин преступники предлагают довольно часто, я это не раз слышал от знакомых.
Через пару недель экспедиторы располагали новой добычей в виде "ВАЗ-2115", угнанной несколькими днями ранее с автомобильной площадки возле универмага. Ефременков передал В. условия выкупа: три тысячи долларов. Примечательно, что хозяин машины тоже не воспротивился сделке, а лишь начал торговаться. Сошлись на 2500.
В управление собственной безопасности УВД обратился лишь владелец угнанного "фольксвагена-гольф". Предложение выкупить машину за 2400 долларов крайне возмутило его. В управлении собственной безопасности успокоили: выполняйте все условия вымогателей. В течение двух месяцев велись скрытые видеосъемки, о которых старший следователь не догадывался... На первом же допросе Ефременков откровенно рассказал все о подпольном бизнесе.
Однако в прокуратуре полагают, что нынешняя борьба с угонами - сражение с ветряными мельницами. Заместитель прокурора Бежицкого района Брянска Александр Хаустов убежден, что закон нужно ужесточать:
- Махинации с автомобилями превратились сегодня в серьезный бизнес, а доказывать преступления очень сложно. Угонщик ведь всегда может сказать, что купил машину у неизвестного. И волей-неволей приходится признать, что криминальный возврат транспорта не обходится без участия милиционеров: раздобыть нужные сведения о потерпевшем удобнее всего через базу данных ГАИ...
Согласно официальным сведениям сейчас в России удается найти только каждый четвертый угнанный автомобиль. На самом деле статистика еще плачевнее, ведь многие владельцы машин даже не обращаются с заявлениями в милицию, предпочитая сразу найти нужного "старшего следователя" из официальных или бандитских кругов. Начиная с шестидесятых годов, когда в СССР появились первые преступные группы, похищавшие автотранспорт, никто так и не придумал способов эффективной борьбы с ними. Не помогло ни создание специальных отделов, занимающихся розыском угнанного транспорта, ни компьютеризация органов ГАИ. Последнее обстоятельство, скорее, оказалось лишь на руку преступникам.