НА ТВЕРДУЮ "ТРОЕЧКУ"

Как показывают исследования, уровень знаний наших школьников по фундаментальным дисциплинам с каждым годом снижается. Особую тревогу, по мнению ведущих ученых в области точных наук - академиков Андрея Гончара, Дмитрия Аносова, Владимира Арнольда и других, - вызывает ситуация с математикой. Средний балл по этому предмету у выпускников 2004 года - "удовлетворительно". Единый государственный экзамен на "двойку" сдали 20 процентов 11-классников. Специалисты называют причины плачевного положения "королевы точных наук" в школе.

Петр БОРОДИН, доцент мехмата МГУ имени М.В. Ломоносова:
- Главная, считаю, проблема - нехватка хороших школьных учителей. Быть учителем вообще сложно, а учителем математики - тем более. Сейчас уровень преподавания математики упал, потому что тех, кто идет в школы по призванию, невзирая на мизерную зарплату, на низкий статус учительской профессии, - считанные единицы. Большинство же составляют люди, которым, кроме школы, просто некуда пойти. Времена, когда многие молодые люди мечтали стать учителями, прошли.
Кто-то может подумать: раз на всех не хватает хороших учителей, пусть создадут хорошие учебники, где большинству учеников, а не только отличникам, будет все понятно. Мы ознакомились с одним из таких проектов Министерства образования и науки - учебником по геометрии, в котором изучаемый материал решили сократить за счет доказательств. Школьникам предлагают изучать теорему как физический закон: прочесть, провести опыт, чтобы убедиться, что теорема верна, - и все. А доказательство, в котором и заключается главный смысл, вся история развития логической мысли еще с древних времен, убирается "за ненадобностью"! Надежда на "простой" учебник - не тот путь, каким нужно идти, если мы хотим, чтобы базовые знания по математике, навыки системного анализа были у всех ребят, а не только у выпускников профильных спецшкол.
Уверен: детей, обучающихся в специализированных гимназиях, лицеях, которые потом приходят поступать к нам на мехмат, мы не потеряем. Кстати, среди тех, кто успешно сдает экзамены, москвичей - не более 50 процентов. Тон задают выпускники спецшкол Белорецка, Тулы, Ижевска, Екатеринбурга, некоторых других городов. Нередко уровень подготовки этих ребят даже выше, чем у столичных абитуриентов. Но выпускники подобных школ - это "штучный товар". А вот уровень математических знаний общей массы школьников близок к катастрофическому.
Наталья ЧУЙКОВА, заместитель декана математического факультета Московского городского педагогического университета:
- Теперь дети другие, в одном классе могут встретиться представители чуть ли не разных "миров" - в культурном, социальном, экономическом плане. Каждый требует индивидуального подхода, учета его восприимчивости, степени обучаемости. Но как можно обеспечить высокое качество обучения при слабом финансировании школ, порождающем целый комплекс проблем? Это и нехватка кадров, и недостаточно высокая квалификация учителя, и слишком большое количество учеников в классах...
В провинции учителям сложно достать современную литературу по специальности, получить совет квалифицированного методиста, ознакомиться с новейшими разработками. А очень многое из того, что издается сейчас, написано дилетантами, на скорую руку, преподавать по таким псевдоучебникам - учеников гробить и самому дисквалифицироваться.
Получается, что все или почти все зависит от личной инициативы педагога. Старая система, так или иначе обеспечивавшая хорошие базовые знания по фундаментальным предметам, ушла. Школьники, которым сейчас лет десять, скорее всего, многое недополучат. Они будут восполнять пробелы в своей подготовленности уже самостоятельно - став старше, когда сама жизнь потребует от них знаний. Боюсь, что просто отправить ребенка в обычную среднюю школу и надеяться, что он усвоит положенную нынче "норму знаний", - нельзя.