САПОГИ ДЛЯ ИНТЕРПОЛА

Фабрика должна была выпускать за год миллион пар современной спортивной обуви, которую предполагалось продавать в нашей стране и за рубежом. Но грандиозные планы остались на бумаге. Сегодня этот "флагман экономики" объявлен банкротом, более 500 рабочих находятся в вынужденных отпусках, а долги предприятия превышают миллиард рублей. Не зная языка, наши чиновники подписали составленный на испанском договор на 11 миллионов долларов. Таким способом обувная фабрика "Башкелме" продемонстрировала все прелести "иностранных инвестиций" в российскую экономику.

Еще Совет Министров СССР 17 лет назад принял решение о строительстве совместно с испанской фирмой "Келме Интернационал" экспериментального комбината спортивной обуви в Башкирии. До 1992 года объект финансировала Москва, позже перспективный завод перевели в собственность республики, и деньги пошли из местного бюджета. В 1997-м для завершения строительства правительством Башкирии принимается решение - взять кредит Европейского банка реконструкции и развития в размере 11 миллионов долларов. По условию кредитного договора, в совете директоров большинство получили испанцы, а спорные моменты также предписывалось решать в судах Пиренеев. Этим пунктам тогда никто не придал особого значения. Тем более что официальный перевод текста на русский язык был сделан... только два года спустя после подписания всех бумаг! Кредитные деньги попали не в Россию, а прямиком в Испанию - так ловко были оформлены документы. Кроме прочего, партнеры продавали россиянам оборудование по завышенным ценам, поставки шли с большим опозданием, а многое вовсе не прислали. Все это установила проверка Госконтроля Башкирии.
Когда появились проблемы, на фабрике один за другим стали меняться директора - четверо за последние пять лет. Каждый отметился по-своему. К примеру, в 2002 году москвич Сергей Евстигнеев получал жалованье 5 тысяч долларов в месяц при средней зарплате на предприятии около 2 тысяч рублей. А последний гендиректор Рафаэль Файрузов за неполный год руководства только в качестве компенсаций получил почти два миллиона рублей. При этом отвечающую мировым стандартам обувь и спортивную одежду совместное предприятие выпускать так и не научилось. Качество предлагаемой предприятием продукции явно проигрывало западным аналогам.
В результате проверки Счетной палатой Башкирии выяснилось, что договора специально составлялись так, чтобы средства потом "уводить" из России. В этом просматриваются признаки преступления, которыми по просьбе российской стороны теперь займется Интерпол и другие правоохранительные структуры Европы.