"ПОДЗЕМНЫЙ" УДАР СПАС ГОРОД

Если символом Москвы является Кремль, Парижа - Эйфелева башня, Нью-Йорка - Статуя Свободы, то

Если символом Москвы является Кремль, Парижа - Эйфелева башня, Нью-Йорка - Статуя Свободы, то "визитная карточка" столицы Венгрии Будапешта - великолепное здание парламента. Но люди не смогли бы сейчас любоваться редчайшим шедевром архитектуры, если бы его не спасли советские воины в победном 1945-м.
Тогда мне довелось быть фронтовым корреспондентом на Дунайской флотилии. С кораблями прибыл в Будапешт, точнее - в его левобережную часть - Пешт. 200-тысячная группировка противника укрылась на правом берегу в Буде, пытаясь предотвратить прорыв наших войск дальше на запад - в Чехословакию, Австрию, Южную Германию.
В занятой советскими войсками части города наши артиллеристы обнаружили брошенные немцами склады боеприпасов. Насчитали около 20 тысяч снарядов и мин. Однако мы не могли использовать их из-за разницы в калибрах. Тем не менее офицеры 27-й отдельной моторизованной инженерной бригады Михаил Дудоладов и Федор Степанов задались лихой целью: "вернуть" боеприпасы гитлеровцам на головы. Саперы ночью вырыли лунки под углом - в направлении немецких артиллерийских позиций. В каждую лунку установили вышибной заряд, а сверху - трофейные боеприпасы крупного калибра. Вывели запалы на пульт управления.
Утром 5 февраля 1945 года ударила гитлеровская артиллерия. Тут же ответила наша самодельная батарея. Сотня крупнокалиберных немецких снарядов вылетела прямо-таки из-под земли и обрушилась на оккупантов. После первой же атаки "подземной артиллерии" обстрел Пешта, в том числе парламента, был прекращен.
Одновременный взрыв ста крупных снарядов был эффективнее, как просчитали позже специалисты, залпа знаменитых "катюш". Гитлеровцы буквально обалдели от мощного удара. Пленные признавались, что подумали, будто у русских появилось "подземное" оружие невероятной мощи, от которого нигде не укрыться.