БЕЗРАБОТНЫХ ЗИМА СОСЧИТАЕТ

Судя по прогнозу Минэкономразвития, к концу 2002 года уровень безработицы в России должен вырасти до 8,6 процента от численности экономически активного населения. То есть "лишних" людей станет на 1 процент больше, чем было в июле. Но, похоже, правительство это не слишком беспокоит.

Специалисты министерства особо отмечают, что ожидается опережающий рост числа официально регистрируемых безработных. Месяц назад их насчитывалось 1,2 миллиона, к январю, полагают, будет свыше 1,3 миллиона. Это в целом по стране, а по регионам картина пестрая. Москва, Питер, Кубань, Оренбургская, Липецкая, Тверская и Смоленская области в этом смысле благополучные - уровень регистрируемой безработицы составляет меньше процента. А вот в 49 субъектах Федерации он превышал среднероссийский показатель (1,7 процента). Максимальных значений - 7-11 процентов он достигает в Корякском, Агинском Бурятском автономных округах, а также в Туве, Ингушетии, Дагестане.
Вот как некоторые аналитики комментируют состояние рынка труда.
Наталья Власова, заместитель начальника департамента занятости населения Минтруда:
- Вполне объяснимо, что растет уровень официально регистрируемой безработицы. Раньше во многих регионах при расчете пособий по безработице не учитывался прожиточный минимум. Минимальный размер пособия там составлял всего 100 рублей - это просто слезы. Теперь прожиточный минимум учитывается везде, и в соответствии с Законом о занятости пособие составляет не меньше 20 процентов от него. Вот народ и потянулся в службы занятости. Тем более там учатся оказывать содействие в поиске работы, предоставляют банк вакансий. За первое полугодие с их помощью трудоустроено людей на 4 процента больше, чем год назад.
К тому же безработица имеет волнообразный характер. Как правило, именно на зиму приходится пик роста, а летом происходит спад. В теплый сезон года разрастаются рынки, у народа есть дачи, огороды, рыбалка. А осенью торговля сворачивается, часть лотошников теряет работу, к тому же займутся поисками работы выпускники вузов, заочники, даже пенсионеры.
Дмитрий Беляев, зам. директора НИИ макроэкономических исследований и прогнозирования при Высшей школе экономики:
- Конечно, в ведомство Починка сейчас идет больше безработных с просьбой поставить их на довольствие. Но я объясняю это не только тем, что увеличились пособия. У нас потихоньку начинает выходить из тени рынок труда.
Хотя в прогнозах все-таки правильнее делать основную ставку не на официально регистрируемую, а на общую безработицу. Загляните в любую деревню в глубинке - "лишних" людей тьма, но почти никто не встает на учет в службе занятости. Она в райцентре и туда не наездишься. Я это знаю, потому что у меня дача под Можайском.
Марина Москвина, проректор Московского государственного социального университета:
- Вообще безработица на селе - тема отдельного разговора. У нас глубинка оторвана от центра. А потому российский рынок труда сложно назвать единым. Минтруда как может решает наболевшие проблемы, но это ведомство не в состоянии обеспечить транспортную "смычку" села с городом и стимулировать создание рабочих мест.
Кстати, в ЕС есть программа занятости, которая по своему статусу является приоритетом всей экономической политики. В ней четко прописано, какие должны быть налоги, как стимулировать инвестиции, защищать рынок. А венчает программу пункт, ради которого она и писалась: все перечисленные выше условия позволят создать новые рабочие места.
Такая программа должна быть и в России. Нам следовало бы прописать приоритеты: реальное развитие малого бизнеса, создание рабочих мест для тех, кто высвобождается на предприятиях в процессе реструктуризации, и, наконец, переподготовка специалистов. Миллионы придется переучивать. Служба занятости уже делает это, но переквалификация очень скоро потребует гораздо больше средств и усилий.