САМООБОРОНА ИЛИ НАПАДЕНИЕ?

Не каждый милиционер может похвастать тем, что его знает вся страна. Подполковнику милиции Лысенко "повезло": выполняя указание прямых начальников и вступив в борьбу с нарушителями общественного порядка, он продемонстрировал такое служебное рвение, что его кулак, готовый, казалось, обрушиться на женщину с ребенком, произвел впечатление (благодаря телевидению) на всех.

Поскольку события происходили три месяца назад, напомним читателям некоторые моменты. 17 мая во Владивостоке у офиса холдинга "Дальморепродукт" собрались моряки и рыбообработчики, требовали погасить долги по зарплате. Многие пришли с детьми. На разгон этой несанкционированной акции были направлены подразделения милиции, в том числе ГИБДД. В результате столкновения негодующей толпы с сотрудниками органов правопорядка кто-то получил дубинкой по бокам, а гражданку Демидову, как утверждали электронные и печатные СМИ, ударили кулаком в лицо...
Этот факт был отчасти запечатлен видеооператором, и местная прокуратура вынуждена была завести на начальника ГИБДД Владивостока подполковника милиции Александра Лысенко уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Сам инцидент стал поводом для служебного разбирательства, в котором принимали участие представители МВД России. Проверяющие признали, что их коллега совершил проступок, порочащий честь сотрудника милиции, за что 20 мая его отстранили от занимаемой должности.
19 августа сего года прокурор Фрунзенского района Владивостока принял решение о прекращении дела в отношении Лысенко. Следствие считает, что он "не наносил умышленный удар по лицу гражданки Демидовой или ее дочери", "контакта его кулака (таков стиль. - Авт.) с их лицами не было", а "движение руки подполковника носило защитный характер". Выяснилось также, что пострадавшая Светлана Демидова тоже не без греха - пару раз замахнулась-таки на главного владивостокского "гаишника" сумкой, правда, не ясно: до или после драки. Так что действия подполковника, по мнению прокурора, вполне укладываются в пределы необходимой самообороны. А раз так, то прокуратура прекращает расследование дела в отношении сотрудника милиции и возбуждает новое, по которому уже темпераментная гражданка Демидова подозревается в совершении насилия над представителем власти.
Попробуем посмотреть на сложившуюся ситуацию, отбросив эмоции и малоуместный юмор, исключительно с позиции закона. Реабилитируя Лысенко, следствие ссылается на то, что подполковник действовал в состоянии необходимой обороны, то есть мужчина, владеющий по роду службы приемами рукопашного боя, чувствующий за своей спиной поддержку надлежаще экипированных подчиненных, не на шутку опасался угрозы, исходящей от женщины с ребенком на руках. В этой связи напрашивается вопрос: а разве без размахивания кулаками нельзя было утихомирить гражданку Демидову? Видимо, можно.
Однако закон о необходимой обороне позволяет обороняющемуся использовать в целях защиты не только любые средства, но и не задумываться в ряде случаев о соразмерности мер защиты характеру и опасности посягательства. Еще в стадии работы над законопроектом, вносившим изменения в статью 37 Уголовного кодекса, юристы предупреждали депутатов о некоторой размытости ее формулировок и возникающей в этой связи опасности подтасовок. И теперь, похоже, мы убеждаемся в их правоте - неоправданно опасные действия милиционера в ответ на размахивание дамы сумкой могут признать вполне адекватными.
И все же, обратим на это внимание, даже в новой редакции закона оборона считается правомерной до тех пор, пока имеет место посягательство. Иначе говоря, после драки кулаками не машут. В данном же случае дело выглядит так, будто офицер не столько оборонялся, сколько, сам разгорячась, хотел "дать сдачи". А если так, то это уже противозаконно.
Скорее всего именно поэтому Генпрокуратура усомнилась в законности прекращения уголовного дела в отношении подполковника милиции Лысенко. Остается полагать, что проверка, которую поручили краевой прокуратуре, будет вполне объективной. Сейчас уголовное дело передано на доследование.
А ВОТ ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЮТ САМИ ПРИМОРЦЫ
Cергей Дарькин, губернатор Приморского края:
- Из управления внутренних дел края будет уволено 10 ответственных сотрудников, если в ближайшее время там не будет наведен соответствующий порядок. У милиции не должно быть претензий к краевой власти, мы сейчас для них покупаем машины, современные средства связи, шьем новую форму. Недавно ввели дополнительную оплату для участковых. Поэтому руководству УВД поставлено условие: собственными силами навести в своих рядах законный порядок.
Юрий Курнаков, заместитель председателя Российского профсоюза моряков:
- Вот как у нас могут! Перевернули все с ног на голову. Но это они зря затеяли.Вся страна видела этот кулак, направленный в лицо женщины с ребенком на руках. А что касается дела Светланы Демидовой, то для ее защиты мы подберем опытного юриста и, думаем, выиграем процесс.
Василий Найденов, инженер:
- Обратите внимание, было время, когда пикетчиков и митингующих наша милиция не трогала, даже по-человечески сочувствовала им, потому что также нищенски жила из-за низких зарплат. А вот когда нашим правоохранителям стали все сполна выплачивать, да и жалованье прибавили, то они, получается, стали действовать по поговорке "сытый голодного не разумеет".