ЧЕХИ НАШКОДИЛИ

Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике РФ вчера рассматривала вопрос о введении дополнительной таможенной пошлины в размере 6 процентов (сверх обычной, равной 25 процентам) на ввоз машин марки "Skoda" производства Чехии (владелец - немецкий концерн "Volkswagen").

Пошлина эксклюзивная, то есть никакие другие автомобили такой облагаться не будут. Причем сами чешские автомобилисты здесь абсолютно ни при чем. Просто таков наш ответ на введение Чехией 35-процентной спецпошлины на поставку нитрата аммония из России.
Как утверждают в Минэкономразвития, эта дискриминационная мера фактически закрывает чешский рынок для россиян, и уже убытки двух предприятий российского Агрохимсоюза составляют порядка полутора миллионов долларов. Длившиеся около года переговоры с чешской стороной результата не дали. А в нашем законодательстве предусмотрены ответные меры при дискриминации российских товаров в какой-либо стране. Смысл их в том, чтобы точно таким же образом - дополнительными пошлинами - "наказать" данную страну на ту же сумму. Причем ответ может быть совершенно "асимметричным": главный критерий выбора товара, на который ответно повышается ввозная пошлина, состоит в том, чтобы потери были максимально ощутимы для производителей страны-обидчика и наименее болезненны для российских потребителей. То есть чтобы российский покупатель мог без больших проблем переориентироваться на аналогичную продукцию других производителей.
Нельзя, однако, сказать, что в данном случае строго соблюдены оба эти условия: продажи автомобилей "Skoda" в прошлом году были в России на втором месте (после "Daewoo"): на нее приходилось 9,2 процента нашего рынка иномарок. То есть любителей чешских машин в нашей стране немало, и для них потери будут ощутимы. Правда, в январе - июне 2003 года спрос на машины "Skoda" упал, и компания сократила продажи в России на 22,6 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня она занимает лишь девятое место на российском рынке.
Зато чехов "наказали" очень сурово: многие эксперты авторынка считают, что дополнительное повышение пошлины приведет к подорожанию автомобиля "Skoda" на 700 - 800 евро, что может вообще сделать этот автомобиль неконкурентоспособным на российском рынке.
Впрочем, у них еще есть возможность договориться по аммонию.