Пошлина эксклюзивная, то есть никакие другие автомобили такой облагаться не будут. Причем сами чешские автомобилисты здесь абсолютно ни при чем. Просто таков наш ответ на введение Чехией 35-процентной спецпошлины на поставку нитрата аммония из России.
Как утверждают в Минэкономразвития, эта дискриминационная мера фактически закрывает чешский рынок для россиян, и уже убытки двух предприятий российского Агрохимсоюза составляют порядка полутора миллионов долларов. Длившиеся около года переговоры с чешской стороной результата не дали. А в нашем законодательстве предусмотрены ответные меры при дискриминации российских товаров в какой-либо стране. Смысл их в том, чтобы точно таким же образом - дополнительными пошлинами - "наказать" данную страну на ту же сумму. Причем ответ может быть совершенно "асимметричным": главный критерий выбора товара, на который ответно повышается ввозная пошлина, состоит в том, чтобы потери были максимально ощутимы для производителей страны-обидчика и наименее болезненны для российских потребителей. То есть чтобы российский покупатель мог без больших проблем переориентироваться на аналогичную продукцию других производителей.
Нельзя, однако, сказать, что в данном случае строго соблюдены оба эти условия: продажи автомобилей "Skoda" в прошлом году были в России на втором месте (после "Daewoo"): на нее приходилось 9,2 процента нашего рынка иномарок. То есть любителей чешских машин в нашей стране немало, и для них потери будут ощутимы. Правда, в январе - июне 2003 года спрос на машины "Skoda" упал, и компания сократила продажи в России на 22,6 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня она занимает лишь девятое место на российском рынке.
Зато чехов "наказали" очень сурово: многие эксперты авторынка считают, что дополнительное повышение пошлины приведет к подорожанию автомобиля "Skoda" на 700 - 800 евро, что может вообще сделать этот автомобиль неконкурентоспособным на российском рынке.
Впрочем, у них еще есть возможность договориться по аммонию.