УРОК НЕ ВПРОК

Первое сентября - для одних конец летних каникул, для других, самых маленьких, - вступление в новый, таинственный мир. Однако чехам - детям и родителям - этот день нынче преподнес сюрприз - закрытые двери школ. Учителя присоединились к объявленной их профсоюзом однодневной предупредительной забастовке.

Сюрпризом это стало потому, что до последнего момента не было ясно, чем закончатся длившиеся все лето переговоры между профсоюзными лидерами и властями относительно улучшения материальных условий работников учебных заведений. Министр образования Петра Бозкова заявила, что сделала для своих подопечных все, что могла, но на большее денег в казне нет.
По нашим меркам нельзя сказать, что учителя в Чехии так уж бедствуют. Зарплату получают все и вовремя. Да и средний уровень ее достигает 15 тысяч крон, а крона почти равна рублю по валютному курсу и по покупательной способности. Правда, у тех, кто работает с малышами, и у нынешних выпускников пединститутов она намного ниже.
Не случайно многие молодые специалисты, особенно те, кто получил дипломы преподавателей иностранного языка, сразу уходят в частный сектор, где спрос на их услуги неизменно растет. Согласно статистике таких "отказников" идти в школу за последний год стало вдвое больше, чем в предыдущем.
В то же время в результате негативных демографических процессов последнего десятилетия сокращается и число учеников. Так что проблема не в том, что учителей становится меньше - их число все равно придется сокращать, а в том, что в школу не идут специалисты, получившие современное образование, необходимое в наш компьютерный век.
На одном из учительских митингов можно было слышать такое, например, на мой взгляд, циничное заявление: как нам платят, так мы и учим. У меня дочь сегодня пошла в восьмой класс обычной пражской школы. Могу утверждать на собственном опыте: уровень обучения и воспитательной работы крайне низок. Дети узнают гораздо меньше, чем мое поколение в давние уже советские годы.
Приближается май 2004 года, когда Чехия станет членом Евросоюза, а бюджетный дефицит все растет и зашкаливает выше всех стандартов, которые готов допустить Брюссель. Поднять доходы, не посягая на интересы бизнеса, чехам пока не удается. Вот и вынуждено правительство социал-демократов искать выход из тупика в урезании расходов на социальную сферу, в том числе на 13-ю и 14-ю зарплаты, к которым, справедливо это или нет, привыкли работники госсектора.
Именно это и лежит в основе нынешнего школьного конфликта. Дополнительным раздражителем стало объявленное правящей партией намерение продлить возраст выхода на пенсию до 63 лет, уравняв женщин с мужчинами. Профсоюзные лидеры хоть и говорят о готовности продолжать переговоры с правительством, в то же время заявляют: если не получим свое, акции протеста будут нарастать вплоть до бессрочной всеобщей забастовки.
Общество относится к нынешнему конфликту довольно спокойно, хотя он затрагивает большинство семей. Люди ругают правительство, что вполне понятно при непопулярных мерах. Говорят о засилии богатых, о разбазаривании средств и национального достояния в результате коррупции, в том числе необоснованных кредитов частному бизнесу, миллиардных компенсаций из бюджета иностранным фирмам, обманутым чешскими партнерами под опять же необоснованные государственные гарантии.
В то же время некоторые политики возмущены настырностью лидеров независимого профсоюза работников просвещения, которые не признают никаких резонов, не хотят прислушаться к аргументам правительства о неизбежности затягивания поясов для всего общества. "Плохая власть - аморальный профсоюз". Такой неутешительный диагноз поставил нынешней ситуации в газете "Лидовы новины" один авторитетный местный наблюдатель. Склонен с ним согласиться.