07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДВА БЮДЖЕТА: "ОШИБОЧНЫЙ" И "ПРАВИЛЬНЫЙ"

Кругляков Михаил
Статья «ДВА БЮДЖЕТА: "ОШИБОЧНЫЙ" И "ПРАВИЛЬНЫЙ"»
из номера 162 за 03 Сентября 2003г.
Опубликовано 01:01 03 Сентября 2003г.
На прошлой неделе в Госдуму передан проект федерального бюджета на 2004 год, недавно одобренный правительством РФ. Первое чтение проекта намечено на 19 сентября. На первый взгляд в бюджете все гладко: в казне предполагается избыток средств (профицит) на уровне 83,4 млрд. рублей, что составляет полпроцента от предполагаемого ВВП размером в 15,3 трлн. рублей. Однако в народно-патриотическом лагере не согласны с принципом формирования главного финансового документа. Видный оппозиционный экономист Сергей Глазьев, депутат Госдумы и доктор наук, выступил с предложением подготовить альтернативный бюджет на 2004 г.

Народно-патриотические силы, в которые, напомним, КПРФ нынче не входит, обсуждать бюджет правительства и вносить в него собственные критические замечания не намерены. По их убеждению, практика показала, что редактирование правительственного варианта бюджета совершенно бесполезно, поскольку он изначально формируется правительством на основе ошибочной социально-экономической концепции. Правительство, говорят левые, сосредоточилось на обслуживании интересов структур, ориентированных на экспорт сырья, и его бюджет - ежегодное признание обреченности страны на экономическую отсталость, а большинства населения - на безысходную бедность. В то время как стране необходима срочная модернизация обрабатывающей промышленности, иначе промышленный потенциал России может быть безвозвратно утрачен.
В альтернативу разработанному правительством бюджету группа политиков патриотической ориентации под руководством Сергея Глазьева начала формировать свой, "народный" бюджет. Проект основан на принципе перераспределения сверхприбыли от пользования природными ресурсами, такими, как нефтяные или газовые месторождения, в пользу общества. Изъятая и направленная в казну "природная рента" увеличит доходы бюджета на 10-12 млрд. долларов в год. "Важно понимать, - поясняет Глазьев, - что речь идет о части прибыли, зависящей не от деятельности предприятия, а только от эксплуатации ресурсов. Изъятие сверхприбыли от пользования природными ресурсами - практика, распространенная в других странах. В Англии, например, 90 процентов сверхприбыли изымается в пользу государства". По словам экономиста, у нас эта сверхприбыль в основном вывозится за границу. В стране остается только сумма, необходимая для поддержания и развития сырьевого производства. Таким образом, изъятие сверхприбыли в пользу казны также приведет к сокращению вывоза валютных средств за рубеж, к увеличению вложений в развитие производства и на поддержание социальной сферы.
По мнению авторов альтернативного бюджета, средства от сбора природной ренты, если их направить на развитие народного хозяйства, помогут увеличить рост производства на 8-10 процентов в год. При этом увеличение доходной части позволит резко повысить заработную плату работников бюджетных отраслей. Глазьев призывает покончить с практикой занижения уровня оплаты труда. Общеизвестно, что доля заработной платы в доходе страны у нас в два с лишним раза ниже, чем в экономически развитых странах. Рост уровня жизни приведет к увеличению потребительского спроса, а это - дополнительный стимул для экономики.
В материалах Минфина, сопровождающих проект федерального бюджета, говорится, что доходы бюджета от перечисления прибыли Центрального банка в 2004 году составят 32 миллиарда рублей. Эти цифры подразумевают увеличение доли прибыли, изымаемой у ЦБ, приблизительно до 80 процентов. Планируется в 2003 году получить 24,9 миллиарда рублей за счет перечисления половины этой прибыли в федеральный бюджет. Экономисты левой ориентации считают, что этого мало. Одной из ключевых идей "альтернативного бюджета" является изъятие 100 процентов прибыли у главного банка страны и направление дополнительных средств на развитие промышленности, а также на модернизацию отраслей жилищно-коммунального хозяйства.
Резкой критике со стороны Глазьева и его сторонников подвергаются затраты, запланированные на погашение основной суммы внешнего долга. По проекту правительства, они составят 8,96 млрд. долларов. Из этой суммы 2,4 млрд. долларов предполагается выплатить по кредитам международных финансовых организаций, а 4,6 млрд. - по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, в том числе 3,5 млрд. - по внешнему долгу бывшего СССР. Представители народно-патриотических сил убеждены, что можно добиться списания долгов, если занимать твердую позицию в переговорном процессе. Они настаивают на том, чтобы долги внутренние (в том числе задолженности по заработной плате, по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных бюджетным предприятиям, по выплатам социальной сферы) имели приоритет перед долгами внешними. Только так, на их взгляд, экономика страны может быть выведена из тупика и окажется разорван замкнутый круг бедности населения. Сокращение выплат по внешним долгам государства позволит увеличить затраты на выполнение внутренних обязательств до 4 трлн. рублей, и также поможет стимулировать экономику. Деньги, оказавшиеся в руках граждан, будут ими потрачены на покупку товаров и услуг. Эти средства помогут в том числе развитию малого и среднего бизнеса через поддержание таких секторов экономики, как розничная торговля, общественное питание и др.
Идеи Глазьева и его сторонников уже давно пропагандируются в лагере народно-патриотических сил. В нем не наблюдается особых разногласий по экономическим вопросам. Программу Глазьева там принимают почти все как самую реалистичную из левопатриотических экономических программ. Однако шансов на ее принятие при центристском большинстве в Думе, надо полагать, мало. "Альтернативный бюджет" может так и остаться "в оппозиции".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников